По местам Ивана Сусанина
Не знаю как у вас друзья, а у меня Костромской край всегда ассоциируется с Иваном Сусаниным. Представляются непроезжие дороги, дремучие леса, болота, в общем удивительная природа. Давно я хотел съездить в эти места. Реализовать мне такую поездку удалось в майские праздники (2015 год). День выдался холодный, пасмурный и дождливый. Мы выехали из Кинешмы (мы это я, отец, мой брат Юра и наш друг — Сергей), а путь наш лежал через Судиславль, где я предусмотрительно купил резиновые сапоги, к поселку Сусанино и далее уже в Домнино. Про Костромские дороги вывод мы сделали сразу — дорог в Костромской области не существует. Срезать путь, как показывал навигатор не удалось, так как 100 метров дороги было полностью разбито и поэтому нам пришлось ехать в объезд, через Кострому. Но мы не унывали, дополнительные 100 километров нас только взбодрили.
Проехав поселок Сусанино, мы свернули в вотчину Романовых, село Домнино.
С давних времен предки Михаила Федоровича, по линии матери Ксении Ивановны Шестовой, владели вотчинами в Костромском и Галичском уездах. Ксения Ивановна (в иночестве Марфа), вероятно была единственным ребенком в семье и унаследовала все имения родителей. В Домнине находился боярский двор — предание гласит, что он был на месте ныне существующей Успенской церкви. Возле барского дома находилась деревянная шатровая церковь в честь Воскресения Христова.
По всей вероятности она была приусадебная, поскольку есть предположения, что в Домнино крестьяне не жили, а если и жили, то несколько дворов. К югу от Домнино, в огромной котловине начиналось огромное болото, которое местные жители называют «Исуповским» (по селу Исупову, находящемуся за болотом) или Чистым.
Остановив машину в селе, я направился в Успенскую церковь, в ту самую, на месте которой стоял дом Шестовых. Возле церкви мне повстречалась монашка, которая расспросила меня о цели нашего путешествия и поведала мне свою версию подвига Сусанина. Я сейчас не буду ее пересказывать так как, на мой взгляд, она лишена логики. В церковь я так и не попал, поскольку нужно было получить разрешение старшей монашки, а той дозвониться мы не смогли. Странно, в церковь свободно нельзя зайти, ну да ладно, как говориться со своим уставом... Зато я узнал как проехать в деревню Деревеньки и к памятному камню.
Проехав через село, мы повернули на север и приблизительно через три километра, со стороны леса, увидели часовню. Согласно табличке, часовня установлена на месте бывшей деревни Деревеньки, на том самом месте, где по преданию стоял дом Ивана Сусанина.
О Иване Сусанине достоверной информации сохранилось очень мало и то, что в литературе его называют Иваном Осиповичем это не правда. В XVII веке крестьянам отчества не были положены.
Священник А.Д. Домнинский (местный краевед, потомственный священник в селе Домнино), ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, считал, что Иван Сусанин был вотчинным старостой (приказчиком) у Марфы Ивановны.
О семье Сусанина информации тоже очень мало. Про жену Сусанина ничего не известно, скорей всего к 1612—1613 гг она уже умерла. Зато доподлинно известно, что у него была дочь Антонида, бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собниным и были у них дети Даниил и Константин.
Согласно преданиям Иван Сусанин жил в селе Домнино, а в деревне Деревенька, в его доме, жила семья Антониды.
Даже не верится, что когда-то на этом месте стояла деревня. В ней шла обыденная жизнь, люди работали, любили, женились, растили детишек, а сейчас сплошной лес и если бы не эта часовенка, то никто не догадался бы, что здесь было раньше. Мы постояли немного у часовни и каждый думал о своем. Следующей точкой нашего путешествия был памятный камень и мы отправились к нему.
Через пару километров мы увидели указатель, свернули с дороги и вот он перед нами. Получается, мы стоим на возвышенности, а под нами знаменитое Исуповское болото.
Прежде, чем отправиться по болотам, давайте вспомним легенду о подвиге Сусанина и попытаемся в ней разобраться.
Согласно легенде, зимой 1613 года в село Домнино был отправлен польско-литовский отряд, чтобы убить молодого царя Михаила Федоровича Романова (Михаил Федорович был выбран царем на Земском Соборе в январе 1613 года). То ли по дороге им встретился крестьянин Иван Сусанин, то ли они зашли в его избу (версии разные), но в итоге Сусанин соглашается проводить супостатов в Домнино. Вот только повел он их в леса дремучие, либо в болота не проходимые (как вариант). А когда враги узнали, что проводник их обманул, они предали Сусанина лютой смерти . Вот вроде и вся легенда.
Единственным документальным подтверждением этих событий является царская грамота, выданная 30 ноября 1619 года Михаилом Федоровичем о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни Деревнищ (деревня Деревеньки) с «обелением» от всех податей и повинностей "за службу к нам и за кровь, и за терпение..." Обеление распространялось на всех потомков Сусанина.
“Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, ... в прошлом 121 (1613) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его... Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы ...были, и он Иван, ведая про нас... где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас...не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти...".
Раньше я как-то не задумывался, а сейчас, побывав на месте событий понял, что-то не так в этой легенде. Не могли поляки пройти мимо Домнино в деревню Деревеньки. Встретить Сусанина они могли только придя в Домнино. Предположим, даже если Сусанин сам вышел их встречать, то все равно зимой басурманов он никуда завести не мог. В лесах столько снегу, что просто не пройти, а болото замерзает. А если Сусанин все же завел поляков в непроходимые чащи и они погибли, то как узнали всю эту историю? Почему грамота выдана зятю Сусанина только через 6 лет? В общем вопросов у меня было много, я даже засомневался в реальности подвига. А когда стал разбираться, читать известных историков, краеведов и просто исследователей, то вопросов появилось еще больше. Многие историки, такие как Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров тоже скептически относились к этой легенде.
Сейчас, по прошествии более 400 лет, уже невозможно узнать все нюансы этой истории, но многие исследователи все же пытаются это сделать и сейчас. Наиболее правильной и логичной мне показалась теория костромского историка, краеведа Николая Александровича Зонтикова. В своей книге «Иван Сусанин: легенды и действительность» он ответил на большинство вопросов, волновавших меня. Поэтому в своей статье я буду опираться на его выводы, а в конце статьи дам ссылку на его книгу, и желающие могут прочитать все более подробно.
Начну я пожалуй с того, что в начале ноября 1612 года Михаил Федорович (в то время он еще не был царем) и его мать Ксения Ивановна, а в иночестве Марфа, возвратились в Кострому из польского плена. Полтора года они, вместе с другими боярами, были заложниками и находились за стенами Китай-город. В августе 1612 года подошло ополчение К. Минина и Д. Пожарского, которые вместе с казаками продолжили осаду Китай-города и 22 октября 1612 года поляки были выбиты из города, а русские бояре освобождены.
Из Костромы мать с сыном заехали на несколько дней в свое родовое имение — в село Домнино, и далее направились на богомолье в Макарьев-Унженский монастырь. Почему именно в этот монастырь? Дело в том, что Ксения Ивановна и Михаил поехали поклониться мощам святого Макария и молится об освобождении из польского плена Федора Никитича Романова (в иночестве Филарет). Из всех русских святых к тому времени, пожалуй, только Макарий был в плену у иноземцев, и, по-видимому, в XV-XVII веках он почитался на Руси и как один из защитников находящихся в плену. (Про Макарьев-Унженский монастырь я писал в своей статье «Град пресвятого Макария» )
Сделаю небольшое отступление и напомню читателям, что Ксения Ивановна и Федор Никитич Романовы были насильно посажены в монахи Борисом Годуновым, который таким образом избавился от потенциальных соперников. Пострижение в то время являлось одной из форм политического убийства, при которой, не проливая крови, выводили соперника из борьбы, в данном случае – за трон.
Через несколько дней мать с сыном уехали в Кострому, где они жили в осадном дворе в костромском кремле. Осадный двор перешел к Марфе Ивановне по наследству от родителей. Осадный двор для них был самым безопасным местом в то время, здесь они могли находиться приблизительно до февраля 1613 года. В дальнейшем они переехали в Ипатьевский монастырь, где их и застало посольство Земского собрания.
Поляки понимали, что Михаил является серьезным претендентом на Российский престол, а это шло в разрез с их планами, так как у них были свои кандидаты — это сын Сигизмунда III Владислав или даже сам Сигизмунд. Если убрать Михаила, то на Земском собрании у Сигизмунда и Владислава будет больше шансов стать русским царем. Поэтому для устранения соперника и был послан отряд в имение Ксении Ивановны. Поздней осенью 1612 года отряд прибыл в Домнино. В это время Михаила с матерью в селе не оказалось, они отправились на богомолье в Макарьев-Унженский монастырь. Поляки стали пытать у прислуги, куда отправилась хозяйка с сыном. Так они вышли на Ивана Сусанина, поскольку только управляющий мог знать местонахождение хозяев.
Скорей всего Иван Сусанин знал, чем может закончиться встреча Михаила с непрошеными гостями, поэтому он и задумал увести супостатов подальше от села, потянуть время и быть может погубить врагов в непроходимом болоте. Сейчас об этом мы можем только догадываться. Согласившись стать проводником, Иван Сусанин повел их через болото в село Исупово. Вероятно уже в селе ляхи поняли, что местонахождение Михаила проводник им не покажет, поэтому они предали его мучительной смерти, скорей всего на глазах у жителей села. Останки Ивана Сусанина жители вероятно перенесли на погост Спаса-Хрипели, к которому относилась в то время деревня Деревеньки.
Да, Иван Сусанин не отдал свою жизнь за царя, как писали потомки, он отдал свою жизнь за конкретного человека, Михаила Романова. Сусанин знал где находится Михаил, но ничего не сказал врагам, предпочел лучше погибнуть самому, приняв мучительную смерть, чем отдать подростка на растерзание.
Почему же родственники Ивана Сусанина были вознаграждены только через 6 лет? Дело в том, что Михаил Федорович не знал про эту историю до тех пор, пока в 1619 году он с матерью снова не отправился из Москвы через Кострому и Домнино в Макарьев-Унженский монастырь с благодарственным паломничеством. Только в этот раз они с матерью узнали, что для них сделал управляющий. Поэтому, в знак уважения и почитания, было решено перезахоронить останки Сусанина из Спас-Хрипели в приусадебную церковь в Домнино, а потомкам управляющего выдать обелительную грамоту (Обелить — освободить от податей и повинностей). В Домнинской церкви долго поминали раба Божьего Ивана, но шли годы, деревянная церковь обветшала, в место ее была построена новая, а могила Сусанина оказалась забыта.
В дальнейшем эта история обрасла всевозможными домыслами, даже воспоминания потомков Сусанина очень сомнительны. Так в воспоминаниях праправнука Сусанина Ивана Лукьяновича Сабинина возникает причастность Богдана Сабинина (зятя Сусанина) к событиям в Исуповском болоте. Подлинная картина гибели Сусанина при всём её трагизме, по-видимому, не обладала нужным драматическим эффектом, поэтому в сознании его потомков и возникает своя картина, в которой элементы исторической правды обильно перемешаны с вымыслом – и вот Михаил, уже избранный царём, живёт в Домнине; а раз грамота 1619 года была дана “Богдашке Собинину”, прямому предку всех потомков Сусанина по мужской линии, то не мог же он быть в стороне от этих событий – и вот воображение потомков посылает его к царю с вестью о грозящей опасности. В действительности же Богдан Собинин, судя по всему, к подвигу своего тестя никоим образом причастен не был (в противном случае об этом обязательно было бы сказано в грамоте 1619 года).
Шло время, об этой истории узнала Екатерина II. Историк Николай Степанович Сумароков написал о Сусанине в своих трудах. Затем стали выходить книги, статьи, очерки, стихи о подвиге Сусанина. Подвигу был придан политический окрас. Крестьянин ценой жизни спасает царя. В 1812 году, до начала войны с Наполеоном С.Н. Глинка опубликовал большой рассказ “Крестьянин Иван Сусанин, победитель лести и избавитель Михаила Феодоровича Романова”.
Н.И. Костомаров писал позднее: “… с лёгкой руки Глинки, анекдот о том, что Сусанин завёл поляков, искавших головы Михаила Феодоровича, не туда куда им было нужно идти за этим важным делом, и за это положил живот – анекдот этот сделался более или менее общепризнанным фактом”.
Декабрист Кондратий Федорович Рылеев в 1822 году опубликовал думу посвященную Ивану Сусанину. В думе Рылеева у Ивана Сусанина появляется уже сын.
Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! –
Сусанину с сердцем вскричали враги, –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!
В 1836 году выходит опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» в основу которой он положил рассказ своего дяди С.Н. Глинки.
14 марта 1851 года в Костроме на Сусанинской площади был открыт памятник Михаилу Федоровичу Романову и Ивану Сусанину. Гранитная колонна с бюстом юного Михаила Романова на вершине, а у подножья колонны размещалась коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Памятник воплощал идею «Жизнь за царя».
Однако после Октябрьской революции памятник был демонтирован, по декрету 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Современный памятник был воздвигнут в 1967 году, высота памятника составляет 12 метров и представляет он собой классическую для советской скульптуры монументальную фигуру крестьянина-богатыря в рубахе, лаптях и распахнутом зимнем тулупе гордо смотрящий вдаль. На массивном постаменте выбиты слова: «Ивану Сусанину – патриоту земли Русской».
А теперь давайте вернемся к нашему путешествию. Как я уже сказал мы подошли к памятному камню под которым, простирается Исуповское болото.
Оставив отца с братом у камня, я с Сергеем спустился вниз. Еще при спуске мы заметили тропу из досок ведущую прямо в болото.
Доски нам показались хорошими и мы вступили на Сусанинскую тропу.
Пройдя несколько метров мы заметили ответвление тропы в сторону, там находится колодец.
Затем, мы снова вышли на тропу и пошли дальше, к центру болота. Тропа была хорошая и шли мы довольно быстро и легко.
Пройдя еще какое-то расстояние, хорошие доски закончились, впереди тропа конечно была, но уже из старых, гнилых и частично затопленных водой досок.
Дальше становилось все хуже и хуже, доски под водой были очень скользкие.
Сергей шел за мной в кроссовках и я предпринял попытку его остановить, так как впереди тропа была утоплена по лодыжку, однако Сергей решил идти со мной до конца, поскольку его обувь все равно была совсем мокрая.
Я же, как ребенок, радовался своей прозорливости, ну не зря купил в Судиславле резиновые сапоги. Вот только радость эта была не долгой, нога моя соскользнула с мокрых досок и я очутился по колено в воде, Судиславские сапоги не помогли.
Дальше идем оба с промокшими ногами. Вот закончились деревья, и перед нашим взором предстало открытое пространство. Где-то вдалеке мы заметили сосну, под которой находился странный предмет.
Вскоре тропа привела нас к этой сосне, а под ней стоял небольшой ящик с иконками для свечей.
По моим расчетам по болоту мы шли около двух километров. Скорей всего это место обозначено как середина болота.
Постояв немного у сосны, мы отправились в обратный путь. Придя к камню и переобувшись (у меня в багажнике лежали кроссовки), мы поехали в обратный путь, но предварительно решили заглянуть в поселок Сусанино.
Про этот визит я возможно расскажу позже, в другой статье, которую назову «Куда прилетели грачи? продолжение».
На этом наше путешествие по следам Ивана Сусанина почти закончилось, мы мокрые, грязные, но счастливые возвращались домой. Спасибо отцу, брату Юре и Сергею за то, что это путешествие состоялось. Почему почти? Дело в том, что я еще не был еще в деревне Исупово, в которой был убит Иван Сусанин, но думаю и этот визит, рано или поздно, состоится.
http://susanin.kostromka.ru/1.php — Книга Н.А. Зонтикова «Иван Сусанин. Легенды и действительность.»
Саша,очень интересно и познавательно! Захотелось сходить
Конечно сходим, я теперь как Сусанин могу по болотам экскурсии водить
Саша огромное спасибо за интересную и познавательную информацию. Любители путешествий Павел и Ольга.
Рад, что тема понравилась. Мне все больше и больше стал нравиться костромской край, сейчас готовим туда еще одну поездку.
Александр, очень интересно. Просьба — уточните ваш маршрут, т.к. у меня тоже отправная точка — Кинешма. Хотел ехать через Судиславль. В каком месте 100 м непроходимой дороги? До куда можно проехать на городском автомобиле?
Андрей, мы ехали через Островское, Судиславль, Кострому и Сусанио. Хотели сократить расстояние и в Судиславле свернуть на дорогу, которая выходит на трассу Р99, но где-то на этом отрезке дороги, между Гульнево и Судиславлем (точнее не скажу), кто-то сильно буксовал. Поэтому езжайте до Костромы, а дальше повернете на Буй до Сусанино.
Саша, спасибо. А есть ли информация о камне установленном на месте подвига? Откуда он и зачем привезен?
Миша, к сожалению такой информации нет. Наверное не так важно от куда привезен этот камень, а зачем думаю и так понятно — это памятный камень. Могли конечно и памятник поставить, но решили, что будет лучше камень.