Соль Галичьская
Солнце поднялось уже совсем высоко, но мороз не ослаб, по-прежнему термометр показывал -40 гр. С. Поскольку Галич оказался не большим городом, то прогулка по нему не заняла много времени. Коллегиально мы приняли решение отправиться в соседний город Солигалич. Преодолев расстояние в 95 км, мы прибыли в этот небольшой городок. Солигалич оказался еще меньше Галича, население в нем насчитывается около 6 тысяч человек. Город известен с 1335 года и именовался тогда Соль Галичьская. Название такое город получил не случайно, эти места издавна известны своими соляными промыслами, а «Галичьская» указывает на принадлежность к Галичскому княжеству. Соль здесь добывали вплоть до 1823 года, в последствии добыча была прекращена, так как залежи соли были найдены в других местах, где процесс ее получения был намного легче.
Город Солигалич расположен на севере Костромской области, у границ с Вологодской областью. В древности этот край был безлюдным и лишь охотники из финно-угорских племен чудь и меря проникали сюда в погоне за диким зверем. Первые упоминания о Солигаличе относятся к XIV веку. О соляных колодцах и варницах под Галичем упоминается в духовных грамотах Ивана Калиты 1332 года и грамотах его сына Дмитрия Ивановича Донского.С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» пишет:
"В 1212—1213 гг. во Владимирском княжестве, куда входил и Галич, вспыхнула вражда между старшим сыном Всеволда Большое Гнездо Константином, правившим в Ростове, и его братьями Юрием и Ярославом, и Юрий отнял у брата Солигалич, пожег Кострому и отнял Нерехту у другого брата, у Ярослава".
Об основании города существует легенда, записанная монахами. В ней говорится, что галичский князь Федор Семенович (ум.1341), получивший в наследство Галич, в 1335 году ночь накануне Пасхи увидел к северу от Галича необычайный свет, сияющий как заря на небесном своде. Князь был не один, он обратился к игумену Афанасию: «Отче мой духовный, что се есть знамение, сияющее от небес?» Не успел игумен дать ответа, как послышался чей-то таинственный голос: «О, княже, дерзай; Бог, ведый желание твое, на том месте хощет возсиять благодать Свою».
Через несколько дней князь Федор Семенович в той же стороне снова увидел чудный огненный столп достигающий небес. Встретившийся ему игумен Афанасий сказал: «еже хоте Господеви, тако и будет». Желая поскорее уяснить волю Божию, князь вместе со свитой отправился туда, где был виден необыкновенный свет. Около Чудского озера ему повстречался человек по имени Давид Гаврилов, который бежал из Твери и 17 лет с семьей жил в этих местах.
Давид показал князю направление, где был виден светоносный столп. Путешественники дошли до реки Кострома, дальше не пошли, предполагая, что здесь есть то самое место. Здесь князь и приступил к возведению иночной обители с храмом Воскресения Христова. В строительстве принимал участие и сам князь Федор Семенович. В последствии в это место стали приходить иноки и миряне, они расчищали лес, строились, обрабатывали землю, словом — быстро появилась колония из инков и мирян. Это были первые граждане Солигалича.
По поводу Федора Семеновича, конечно большой вопрос, поскольку в списке Галичских князей такого не нашлось. Скорей всего речь идет о Федоре Давидовиче (1280 – 1335) — внуке Константина Ярославовича, брата Александра Невского. Однако годы жизни их не совпадают. Сведений про этих Галических князьях осталось очень мало, во многих документах писали просто — Федор Галичский.
Как и большинство русских городов Солигалич подвергался вражеским набегам. Враги разоряли и сжигали город, но жители его восстанавливали заново. Есть в Солигаличе и свой заступник — святой Макарий Унженский, Желтоводский. Согласно преданию, в 1532 году на город напали казанские татары, однако им не удалось захватить город из-за чудесного явления. За деревянной крепостной стеной произошло явление всадника монаха в «огненной одежде», скакавшего на белом коне.
Всадник скакал среди вражеских рядов татар иногда внезапно появляясь и возвращаясь на боевую башню города Солигалича. Испуганные татары бежали в страхе от увиденного, в суматохе давя своих воинов. Победа пришла на третий день. Горожане узнали на иконе своего святого небесного заступника Макария Унженского из Успенского деревянного храма внутри городища на валу.
Солигалич был и местом ссылок, в разные года сюда ссылали пленных поляков, турков, французов, а в XIX веке был одним из мест политической ссылки.
Страшная трагедия произошла в Солигаличе в феврале 1918 года. Поводом для народного возмущения в Солигаличе стала «реквизиция хлебных излишков» из Богородице-Федоровский монастыря, находящегося не далеко от города. Реквизиции подлежал весь хлеб, оставить хотели только по 15 фунтов на каждого здорового человека. Монастырь поддержали городская Дума, местный солигаличский гарнизон и мирные жители. Во время мятежа большевики открыли огонь, несколько человек, из мирных жителей, было ранено и один убит. Члены Совета стали разбегаться, но их хватала толпа. Председателя Совета А.В. Вылузгина ранили, а в последствии закололи штыком в больнице.
Через неделю из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд из трехсот пятидесяти красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба. Сразу же было арестовано пятьдесят два человека, а всего к следствию было привлечено девяносто пять человек. Следствие проходило стремительно. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было. Каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу.
Впоследствии не обнаружилось никаких документов следствия или допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя. Один из командиров карателей был бывший драгунский младший унтер-офицер -Константин Константинович Рокоссовский.
Среди казненных были Священномученики прот. Иосиф Смирнов, настоятель монастыря свящ. Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иван Перебаскин. В рапорте управляющего архиерея Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных «настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают».
За время нашего пребывания в Солигаличе, мы заметили, что на улицах города очень мало народа. Возможно это было связано с морозами, а возможно с новогодними праздниками. Мы ходили по пустынным улицам, любуясь колоритом провинциального русского города. Много нам попадалось старинных церквей.
При подготовке статьи были использованы следующие интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Галич-Мерское_княжество
http://drevo-info.ru/articles/13674246.html
http://history.galich44.ru/article/19