Колыбель Дома Романовых

Съездить в Кострому было моей давней мечтой, в последний раз я там был еще до армии, в гостях у родственников. Поскольку в то время я историей городов да и всевозможными достопримечательностями не интересовался, то о городе моя память почти ничего не сохранила, кроме костромской «сковородки».

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь


И вот в новогодние праздники мы с отцом и братом, отправились в этот старинный русский город, который входит в состав «Золотого кольца России». О самом городе я вам расскажу в другой раз, а сейчас мне хочется поведать о самой главной, наверное, достопримечательности города — о Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре. Многие конечно же о нем слышали, этот монастырь неразрывно связан с историей нашего государства. Его по праву называют «колыбелью Дома Романовых».

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

У входа в монастырь организована стоянка для автотранспорта туристов, но добрую часть этой стоянки оккупировали продавцы старинных вещей и сувениров, поэтому нам пришлось оставить машину на обочине. Пройти на территорию монастыря и посетить храм можно бесплатно, но поскольку мы решили побывать в царских палатах, то нам пришлось за это заплатить. Заплатили мы и за фотосъемку.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Территория монастыря, открытая для посещения, оказалась не большой. Всюду видны либо группы паломников, либо паломники одиночки, слышны рассказы гидов и щелчки затворов фотоаппаратов. Монастырь – музей.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Давайте сначала зайдем в палаты Годуновых, т.к они первые начали спонсировать этот монастырь. Из Вкладовой книги за 1728 год можно узнать, что Иван Васильевич Годунов в 1586 году пожертвовал 62 иконы; Дмитрий Иванович Годунов в 1588 году вложил 85 образов в золотых и серебряных окладах; в 1598 году Иван Васильевич подарил еще 9 икон в серебряных окладах, украшенных сканью и жемчугом. Не «отставали» от них и другие представители рода.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

При Годуновых монастырь стал отстраиваться. Возводились каменные стены с шестью башнями, заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского, построена зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, над Святыми вратами построен храм, построена звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома.

Плащаница "Положение во Гроб". Ирина Федоровна Годунова в 1593 году

Плащаница «Положение во Гроб». Ирина Федоровна Годунова в 1593 году

Почему же Годуновы считали этот монастырь своим и столько средств вложили на его поддержание? Давайте попробуем разобраться в запутанной история создания Ипатьевского монастыря. Нет, на сайте монастыря история конечно написана, и я попытаюсь вкратце ее пересказать.

Икона Ветхозаветной Троицы. XVI век. по заказу Д.И. Годунова

Икона Ветхозаветной Троицы. XVI век. по заказу Д.И. Годунова

Некий татарский вельможа, мурза Чет (мурза – это дворянский титул вроде нашего князя), направился из Золотой Орды в Москву, на службу великому князю Ивану Калите. Подойдя к Костроме, Чет решил отдохнуть в красивой дубовой роще. Во время отдыха ему во сне приходят Божия Матерь с апостолом Филипом и священномучеником Ипатием. Так вот, после этого видения Чет избавился от какого-то недуга. Благодарный мурза решил принять христианство, а на том месте, где ему пришло видение, построить монастырь. Свое слово мурза сдержал, монастырь был заложен в 1330 году, а сам Чет крестился с именем Захария. После смерти Захария похоронили в том же монастыре, здесь же похоронили его сына и внука и других родственников. Важно еще то, что Захария является родоначальником таких известных дворянских фамилий как Сабуровы, Пешковы, Шеины, Вельяминовы-Зерновы и ГОДУНОВЫ.

Западные врата, выполненные в технике "огневого золочения". Конец XVI века. Вклад Д.И. Годунова.

Западные врата, выполненные в технике «огневого золочения». Конец XVI века. Вклад Д.И. Годунова.

Вот такая история создания монастыря, описанная на его сайте. Да, еще на сайте есть небольшие оговорки, что дескать бытуют и другие мнения, но в основном это чистой воды правда.

Слева: Подвесная пелена с изображением святителя Ипатия. XVI век. Справа: Подвесная пелена Святая Троица. XVI век. Подношения Д.И. Годунова

Слева: Подвесная пелена с изображением святителя Ипатия. XVI век.
Справа: Подвесная пелена Святая Троица. XVI век.
Подношения Д.И. Годунова

Странно, но прочитав эту историю у меня возникли некоторые сомнения. Представьте, прилег значит как-то мусульманин Чет отдохнуть в дубовой рощице и вдруг ему привиделся не родной Мухаммед, а христианская Божия Матерь да не одна, а с апостолом и священномучеником, причем Чет даже их узнал. Эта мысль мне не давала покоя, и я стал мучить Яндекс. Как оказалось, не у меня одного были такие сомнения. Академик Степан Борисович Веселовский в статье «Исследования по истории класса служилых землевладельцев» так же задавался этим вопросом. Но поскольку он академик, то он стал эту историю рассматривать еще глубже, он сопоставил даты рождения потомков Чета и пришел к ряду интересных выводов. Веселовский доказал, что род Захария был исконно костромским родом и если бы Захария все же был этот мурза Чет, то в 1330 году его не было бы уже в живых. Ипатьевский монастырь существовал уже в конце XIII века, а легенда о мурзе Чете возникла в конце XVI века, в то самое время, когда Годуновы заняли влиятельное положение при царском дворе. Легенда эта понадобилась властям и братии Ипатьевского монастыря для того, чтобы рядовой монастырь превратился в элитный, что, впрочем, и произошло.  Вот и была придумана легенда, в которой мурзу Чета объявили родоначальником Годуновых. Поскольку, сам Чет (Захария) и его родственники похоронены в этом монастыре, то благодаря вкладам, Годуновых, царицы Ирина и царя Бориса монастырь стал быстро богатеть (а это последняя четверть XVI века). Для тех, кто хочет ознакомиться с исследованиями академика Веселовского подробней, внизу я оставлю ссылку.

img7561

Евангелие 1605 года

Доктор искусствоведения В.Г. Брюсов так же интересовался историей создания монастыря и тоже пришел к очень интересным выводам. Он выяснил, что святые Ипатий Гангрский и апостол Филипп на Руси малоизвестны и поэтому не особо почитаемы, за исключением Великого Новгорода. В Новгороде Святой Ипатий почитался, как покровитель новгородских посадников и только в Новгороде был храм, посвященный апостолу Филиппу.

Потир, XVI в.  Кадило, XVI-XVII вв. Блюдо проскомидийное, XVI I в.

Потир, XVI в.
Кадило, XVI-XVII вв.
Блюдо проскомидийное, XVI I в.

Поэтому Брюсов сделал вывод, что Ипатьевский монастырь был построен новгородцами. В подтверждении этой версии лингвисты отмечают следы древнего новгородского говора по всему нижнему течению р. Костромы и в частности в Заречье, где и находится Ипатьевский монастырь. В своих завоевательных походах новгородцы не раз проходили, через Кострому в 1375 году она подверглась страшному разорению. В одном из таких походов и была построена крепость в которой новгородцы и построили два храма. Один храм был посвящен священомученнику Ипатию и святому апостолу Филиппу, а второй — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Владимирская Богоматерь бывшая при посольстве. 13 марта 1613 года

Икона Владимирская Богоматерь.

По мнению историка Н.А Зонтикова Ипатьевский монастырь был построен в начале XIII века, еще до нашествия Золотой Орды, новгородцами. Позднее, в XIV веке в стенах монастыря был погребен мурза Чет (Захария), видимо являвшийся очень крупным жертвователем или покровителем монастыря. В конце XVI века возникла легенда о том, что Чет является основателем монастыря. Прочитав все эти исследования становится ясно, что история с Четом всего лишь легенда, придуманная для привлечения внимания Годуновых к монастырю и придания ему особого статуса.

Теперь давайте пройдем в палаты Романовых, там тоже есть на что посмотреть.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Палаты Романовых.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Палаты Романовых.

По преданию южную половину дома занимал Михаил, а северную — его мать инокения Марфа.

Изразцовая печь в стиле XVIII века.

Изразцовая печь в стиле XVIII века.


Изразцовая печь  в  стиле XVIII века

Изразцовая печь в стиле XVIII века

В смутное время, в октябре 1608 года, Ипатьевский монастырь перешел в руки сторонников Лжедмитрия II, но в феврале 1609 году костромичи восстали и осадили монастырь. Вот только взять его сразу не удалось, обитель представляла собой хорошо укрепленную крепость. На помощь повстанцам пришло войско Василия Шуйского во главе с воеводой Дмитрием Жеребцовым, к сентябрю того же года крепость была захвачена.

Икона Казанской Богоматери. Вклад Михаила Федоровича в Макарьевский Унженский монастырь

Икона Казанской Богоматери. Вклад Михаила Федоровича в Макарьевский Унженский монастырь

После того как польские интервенты были выбиты из Москвы, князь Пожарский созвал представителей от городов по 10 человек, для выбора царя. В январе 1613 года Земский Собор был созван, число участников оценивалось от 700 до 1500 человек. После бурных споров выбор пал на несовершеннолетнего Михаила Федоровича Романова. Избрание состоялось 7 февраля, однако официальное объявление было сделано лишь 21 февраля.

Неизвестный художник. Портрет Михаила Федоровича Романова

Неизвестный художник. Портрет Михаила Федоровича Романова

К тому времени Михаил Федорович со своей матерью, инокиней Марфой (Романовой), находились в Костроме в Ипатьевском монастыре.

Встреча Московского посольства с Михаилом Федоровичем Романовым у Святых ворот Костромского Ипатьевского монастыря 17 марта 1613 года. И. Шелковников. Середина XIX века.

Встреча Московского посольства с Михаилом Федоровичем Романовым у Святых ворот Костромского Ипатьевского монастыря 17 марта 1613 года. И. Шелковников. Середина XIX века.

Вот тут наверное самое время вспомнить про Ивана Сусанина, потому как подвиг свой он совершил приблизительно в этот самый период времени, или даже чуть раньше поздней осенью 1612 года. Однако вспоминать сейчас мы его не будем, по двум причинам: 1. Очень большая тема;  2. Хочется посетить сначала вотчину Романовых и Сусанинские места.

Картина из палат Романовых

Картина из палат Романовых

Из Москвы в Кострому была отправлена представительная делегация. И вот 14 марта 1613 года на подходе к Ипатьевскому монастырю московское посольство встретилось с крестным ходом из Костромы. Вся эта процессия объединилась и окружила монастырь, чтобы умолить Михаила взойти на трон. Умоления продолжались почти 6 часов. Мать с сыном долго не соглашались, они хорошо помнили, что стало с предыдущими царями.

Богоматерь Владимирская

Икона Федоровская Богоматерь

Только когда послы в отчаянии упомянули о Божьем гневе, который постигнет того, кто не хочет спасти государство от окончательной гибели, – тогда инокиня Марфа уступила.

Большой выносной фонарь. Нач. XVII века.

Большой выносной фонарь. Нач. XVII века.

Она упала ниц перед иконой «Федоровской» Богоматери и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству!». В память об этом событии было установлено (14 марта ст.с.) ежегодное празднование в честь «Федоровской» иконы Пресвятой Богородицы.

Выносной запрестольный крест. Конец XVI - начало XVII века

Выносной запрестольный крест. Конец XVI — начало XVII века

После восхождении Романовых на престол, Ипатьевский монастырь не потерял своего привилегированного положения. Члены царской семьи стали почитать монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

Икона Корсунской Божьей Матери. Вклад царя Алексея Михайловича Романова в Ипатьевский монастырь

Икона Корсунской Божьей Матери. Вклад царя Алексея Михайловича Романова в Ипатьевский монастырь

С 1621 года началось восстановление монастыря. Были отремонтированы стены и здания, поврежденные во время его осады. По велению царя Михаила Федоровича территория монастыря была расширена и ограждена каменной стеной. Новая территория стала называться — Новый город.

Экспонаты в палатах Романовых

Экспонаты в палатах Романовых

В 1649 году произошел взрыв порохового погреба, который разрушил Троицкий собор. После взрыва мало, что уцелело из вкладных икон. Через три года на месте разрушенного собора был выстроен новый, который значительно превосходил размерами старую церковь. Была еще построена новая церковь Иоанна Златоуста, но в последствии за ветхостью она была разобрана.

Церковные книги

Церковные книги

Во времена правления Петра I монастырь пережил не лучшие свои годы. Часть церковных колоколов снимали и вместе с медными котлами переправляли в Москву для переплавки на военные нужды. Согласно царскому указу доход и пожертвования, превышающие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь стали использовать как место ссылки. В 1745—1750 годах монастырь снова перестраивается, а в его стенах открылась Духовная семинария.

Киотный крест. XVII век. Вклад Патриарха Всея Руси - Филарета, отца Михаила Федоровича в Макарьевский Унженский монастырь

Киотный крест. XVII век. Вклад Патриарха Всея Руси — Филарета, отца Михаила Федоровича в Макарьевский Унженский монастырь


Во время визитов в Ипатьевский монастырь, на таких стульях сидели цари из рода Романовых. XVIII век.

Во время визитов в Ипатьевский монастырь, на таких стульях сидели цари из рода Романовых. XVIII век.

В 1767 году к приезду в Кострому Екатерины II с северной стороны стены были сделаны ворота в стиле барокко, в последствии они и стали основным входом в монастырь. В свой приезд Екатерина пожаловала монастырю 3000 рублей. 7 октября 1834 г. Император Николай I так же посетил прославленную обитель и повелел ее восстановить. В марте следующего года монастырь уже был возведен в степень первоклассного. Восстановительные работы проводились и при Александре II. Все Российские императоры начиная с Николая I посещали Ипатьевский монастырь. Традицию посещения монастыря подхватили и президенты России, сюда приезжали Ельцин Б.Н., Медведев Д.А и Путин В.В.

Иконы в палатах Романовых

Иконы в палатах Романовых

А сейчас давайте зайдем в Троицкий собор, который был построен в 1652 году на месте разрушенного взрывом собора.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Троицкий собор.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Троицкий собор.

Внутри собор очень интересный, на стенах роспись XVII века. В работе принимали участие талантливые костромские живописцы: Василий Ильин Запокровский и Гурий Никитин. Резной пятиярусный иконостас создан в середине XVIII века бригадой костромских резчиков. Декоративная золоченая резьба выполнена в виде виноградной лозы с изящными акантовыми листьями.

Интерьер в Троицком соборе.

Интерьер в Троицком соборе.

Да, сейчас троицкий собор больше напоминает музей, чем храм. Толпы туристов, ведомые экскурсоводами, ходят по церкви, слушая громогласные рассказы, и втихаря все снимают на свои телефоны. Всюду снуют работники музея, их задача запрещать делать фотографии в храме. Я тоже пытался незаметно сделать фотографии, получил несколько замечаний, но все же сделал один, не совсем четкий снимок. Я не пойму, откуда эта дикая традиция запрещать фотографировать в церквях? Тем более, что это церковь-музей, службы в данный момент не шло и фотографы ни кому не мешали.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

В советские времена монастырь был закрыт. В его стенах размещались казармы, жилые кварталы, танцплощадки и только в 1958 году было принято решение о реставрации Ипатьевского монастыря. В 1993 году в обители возобновилась монашеская жизнь, а в 2004 году ее передали русской Православной Церкви.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Вот я и побывал в знаменитом Ипатьевском монастыре, которому было суждено стать колыбелью для царствующей династии Романовых. Стоит вспомнить, что колесо истории, закрутившееся в 1613 году, провернулось в 1918 году. Царствования династия Романовых началась обрядом призвания на престол в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и завершилась расстрелом Императорской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).

И в заключении расскажу небольшую историю про Евангелие старицы Марфы.

Евангелие.

Евангелие. 1628 года. Вложено Михаилом Федоровичем

Старица Марфа Ивановна (мать Михаила Федоровича), в 1627 году пожертвовала Евангелие Кашинскому монастырю, сделав в книге на 14 листах следующую надпись: «Лета 7136 Году месяца октября в 18 день на память Святого апостола и евангелиста Луки пожаловала государыня благоверная и христолюбивая Великая Старица Инока Марфа Ивановна в дом пречистой Богородицы честного и славного ее Благовещения и великого святителя Василия Кесарии Каппадокийской в Кашинский уезд в Благовещенский монастырь книгу сию Евангелие тетр печатное напрестольное,  оболочено бархатом черным, Евангелисты серебряны позолочены. При игумене Михее с братиею.    А  кто сию книгу Евангелие из дому Пречистой Богородицы вынесет или родимцу отдаст или продаст или заложит или какую хитрость учинит и того Бог судит на  втором и страшном пришествии Господнем, да ответит перед Богом.  А подписал игумен Михей своею рукою лета 7136»  (7136 соответствует 1627 г. по новому летоисчислению).

Шли годы, 1764 году после Екатерининской церковной реформы Ширинский монастырь был упразднен, а имущество его, включая и вклады, бесследно исчезло. После реформ Никона, начатых еще в середине XVII века, старые книги были запрещены и обменивались на новые. Староверы развернули активную деятельность по выкупу «дониконовских» книг.

В марте 1916 года императрица Александра Федоровна, подбирая подарок для своего супруга (Николая II) к празднику Пасхи, дала задание начальнику Царскосельского дворцового управления князю М. Путятину подыскать старинные предметы. Из списка подобранных предметов императрица выбрала старинное Евангелие 1627 г. с вкладной записью государыни Марфы Ивановны. Евангелие было выкуплено в старообрядческой лавке за 500 рублей.

Эта книга для Николая II стала настольной, он расстался с ней только когда в августе 1917 года всю семью под охраной повезли в Сибирь. Евангелие осталось в Царском Селе.

Итак, круг замкнулся, как Ипатьевский дом замкнул виток русской истории, начавшейся 300 лет назад в Ипатьевском монастыре, так и это старинное Евангелие замкнуло круг истории династии Романовых. Книга из первой царствующей семьи, почти через 300 лет, попадает в последнюю царствующую семью — последний монарх династии получает ее в подарок на последнюю Пасху, которую семья отмечает, в Царском Селе.

Для написания статьи использовал следующие источники:

http://marfo-ma-obitel.livejournal.com/134635.html

http://www.tzar.ru/science/research/gospel

http://ipatievsky-monastery.ru/

http://aquilaaquilonis.livejournal.com/313518.html

http://kostromka.ru/kostroma/land/06/zontikov/7.php

 

Хотите всегда первыми получать самые интересные статьи этого блога? Просто подпишитесь на новые статьи.

Введите Ваш e-mail адрес:

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

4 комментария к записи “Колыбель Дома Романовых”

Оставить комментарий

Подписка на блог:

Введите Ваш email адрес:

Опросы

Какая рубрика Вам наиболее интересна?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
Свежие комментарии
Ссылка на мой старый блог
Яндекс.Метрика
Подняться наверхПодняться наверх