Усадьба Воронцовых в Батыево
Еще одно место, о котором хочется рассказать — это усадьба Воронцовых, она находится в Ивановской области в не существующем уже ныне селе Батыево. Поскольку я был в отпуске, то на этот раз наш экипаж состоял из брата, отца и конечно же меня. С трассы Иваново — Кинешма наш автомобиль свернул на Лух и полетел по дороге до села Филисово. От этого села мы повернули на проселочную дорогу, которая ведет к старой, заброшенной усадьбе.
Погода выдалась сухая и солнечная, но доехать до самой усадьбы мы не смогли, где-то на полпути дорога совсем оказалась разбита и наш кроссовер преодолеть ее не смог. Оставив железного коня на дороге, мы двинулись в путь пешком. Обойдя непроезжий участок, мы пошли по старой дороге, наслаждаясь пейзажами бывшей усадьбы.
Подойдя к речке, с левой стороны мы увидели большой господский дом. Через заросли деревьев и кустарников он смотрел на нас своими черными пустыми глазницами. Заколдованный замок.
Рассказ про эту усадьбу, пожалуй, следует начать со времен Куликовской битвы. Одним из участников Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) был воевода князь Дмитрий Иванович Боброк, родом из Волынской земли. Это он вместе с Дмитрием Донским занимался расстановкой полков перед сражением и согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» именно он предсказал исход битвы.
"И снова сказал: «И еще у меня есть примета проверить». И сошел с коня, и приник к земле правым ухом на долгое время. Поднявшись, поник и вздохнул тяжело. И спросил князь великий: «Что там, брат Дмитрий?» Тот же молчал и не хотел говорить ему, князь же великий долго понуждал его. Тогда он сказал: «Одна примета тебе на пользу, другая же — к скорби. Услышал я землю, рыдающую двояко: одна сторона, точено какая-то женщина громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула громко печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно слышать очень. Я ведь до этого много теми приметами битв проверил, оттого и рассчитываю на милость Божию-молитвою святых страстотерпцев Бориса и Глеба, родичей ваших, и прочих чудотворцев, русских хранителей, я жду поражения поганых татар. А твоего христолюбивого войска много падет, но, однако, твой верх, твоя слава будет».
Во время битвы Волынец (воевода Боброк) командовал засадным полком и в бой вступил спустя 5 часов после его начала. Его атака в тыл врага оказалась на столько своевременной и неожиданной, что конница противника была загнана в воду и разбита. Остальные бежали. Это успешная атака и решила исход всего сражения.
"По одной из версий в награду за службу Волынец и получил земли с селом Батыево, а по другой версии Волынские получили эти земли гораздо позднее.
Предлагаю придерживаться первой версии . Боброк был женат еще в Волыни и от первого брака у него было два сына, с них и пошла родословная Волынских. Второй раз Дмитрий Иванович женился на сестре Дмитрия Донского Анне и по некоторым сведениям у них родился сын, но в 15 летнем возрасте упал с коня и убился насмерть.
Давайте все же вернемся к усадьбе в селе Батыево. Был ли Боброк в этом селе лично, или нет не известно, возможно и не был. Земли же, пожалованные еще Дмитрием Донским переходили из поколения в поколение Волынским.
Но вот одного из хозяев усадьбы мы знаем это Артемий Петрович Волынский (1689 — 1740). Артемий Петрович был Российский государственный деятель и дипломат. В 1719 — 1730 годах астраханский и казанский губернатор. Женат он был на двоюродной сестре самого Петра I Александре Львовне Нарышкиной. При Анне Иоанновне был назначен на должность кабинет-министра.
«Артемий Петрович — личность не однозначная. Он всеми способами делал себе карьеру, приблизился к кормилу правления русского государства. Однако эту власть он делил с немцами, враждебно настроенными против русских — с Бироном, Остерманом и Минихом. Эти господа, ссорясь друг с другом и подставляя один другому ногу, сходились в одном — в презрении к русским. Волынский попытался влиять на управление страной, но бироновские министры не захотели видеть в нем равного себе. На Волынского был собран компромат, выяснилось, что князь не только претендует на место у „кормушки“, но и на „хозяйское место“.
12 апреля 1740 года Волынский был подвергнут домашнему аресту, затем были арестованы и друзья, „соучастники“ князя. Суд вынес решение: соучастников четвертовать и затем отсечь головы, Волынского посадить живым на кол, предварительно вырезав у него язык, имения конфисковать, двух дочерей и сына сослать в вечную ссылку. Однако царица, Анна Иоанновна, сочла этот приговор слишком жестоким и «милосердуя по обыкновенному своему императорскому великодушию», указала: «Артемию Волынскому, вырезав у него язык, отсечь правую руку и голову».
27 июня 1740 года „гуманный“ приговор был приведен в исполнение. Имение Волынских конфисковали в пользу императрицы, дочерей Анну и Марию подстригли в монашки, а Петра (1727—1743) по малолетству оставили у родни.
Старшая Анна Артемьевна (1723—1744) была пострижена в монахини в Иркутском Знаменском монастыре, а ее сестра Мария (1725—1792), после казни отца ей было всего 15 лет, пострижена в монахини в Енисейском Рождественском монастыре.
Впрочем, заточение их было не долгим. В 1742 году (по истечению двух лет) уже императрица Елизавета Петровна сняла со своих троюродных сестер монашеский чин и занялась благоустройством их личной жизни. Анну она выдала замуж, графа Андрея Симоновича Гендрикова (1715—1748).
Мария была возвращена на жительство в Москву. Внешне была «не красавица и не дурна, но перед прочими невестами весьма богата». К ней сватались сыновья графини А. И. Чернышёвой, князья А. М. и Д. М. Голицыны, в 1745 году императрица хотела выдать её замуж за П. А. Румянцева, но все получили отказ. Однако императрица все же выдала Марию в 22 года замуж за Ивана Илларионовича Воронцова, чей старший брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте в пользу самой Елизаветы Петровны.
Иван Илларионович Воронцов (1719—1786) был камер-юнкер великого князя Петра Федоровича, с 1761 генерал-поручик. Сенатор (1768).
Этот брак принес Ивану Илларионовичу значительное приданное и родство с царским домом. Императрица в день свадьбы Воронцова вернула молодоженам родовое имение Волынских — Вороново.
Супруги Воронцовы построили усадьбу Батыево в 1770 — 1790 годы. Территория усадьбы растянулась вдоль правого берега реки Визополь. При Воронцовых в Батыево на высоком холме был построен главный дом в стиле раннего классицизма, другие хозяйственные строения. Перед главным домом был разбит партер, посажен липовый парк, прекрасные липовые и березовые аллеи.
Авторство главного дома в Батыево, к сожалению неизвестно, но есть предположение, что его строил московский архитектор Карл Иванович Бланк. Поскольку они были соседями в Москве, то Иван Воронцов часто прибегал к услугам Карла Ивановича, да и усадебный дом Воронцовых, в Белкино, который является практически копией батыевского дома, специалисты приписывают архитектору К. Бланку.
Надо сказать, что у Воронцовых имений было достаточно много (в том числе и их любимое Вороново, где они кстати и похоронены) и имение в Батыево, пожалуй, было не более чем дача в глуши, вдали от светских обществ. Сюда было хорошо приезжать, как в деревню, отдохнуть и насладиться природой.
Насколько часто Воронцовы приезжали сюда не известно. По некоторым данным их старший сын Артемий (назван так в честь деда), провел детские годы именно в этой усадьбе. У Воронцовых было пятеро детей.
Артемий Иванович (1748 — 1813), служил в лейб-гвардии Конном полку, действительный тайный советник, сенатор, действительный камергер, крестный отец поэта А.С. Пушкина
После Воронцовых с 1880 — 1891 года усадьбой владели Павленковы. Вначале генерал-лейтенант Емельян Осиповичу Павленков (1784—1865), а затем его сын генерал-майор Гавриил Емельянович Павленков. Кстати жена Гавриила Емельяновича, Елизавета Андреевна Берс приходилась старшей сестрой Софьи Андреевны Берс (жены Л.Н. Толстого).
Павленковы, в основном, жили в родовом имении Ходынино под Рязанью, и здесь, бывали очень редко. Владелец соседней усадьбы Орехово, Кинешемский драматург и писатель Алексей Потехин, писал об усадьбе как «давно необитаемой владельцами». «Раз, разговаривая с управляющим этим имением, — писал А. Потехин, — я узнал от него, что все это имение некогда принадлежало Артемию Волынскому и что в архиве усадьбы есть письма и приказы, писанные рукою Волынского».
Согласно преданию, в усадьбе в Батыеве почти полтора столетия хранился фамильный архив Волынских, содержащий ценнейшие документы царствований Петра Великого и его ближайших преемников. И вот в начале 1870-х годов Алексей Потехин, увлекавшийся отечественной историей, нашел спрятанный в нежилой тогда усадьбе тайник, в котором хранились бумаги Волынского.
Некоторые из обнаруженных источников он передал историку Михаилу Погодину. Вскоре в научных кругах разнеслась сенсационная новость — обнаружены ранее неизвестные данные о русской истории первой половины XVIII века, позволяющие значительно расширить представления о том времени, в том числе о существовании заговора русских патриотов против ненавистного Бирона.
Однако вскоре Погодин умер, а Потехин вплоть до самой своей кончины в 1908 году так ничего и не опубликовал из своих батыевских находок. Они унесли в могилу тайну воронцовских усадеб. Судьба архива Волынского из бывшей воронцовской усадьбы до сих пор неизвестна.
Последними владельцами усадьбы Батыево были помещики Поляковы, которые занимались разведением чистокровных лошадей.
В 1919 году при усадьбе Батыево был организован первый в Иваново-Вознесенской губернии Государственный совхоз «Светоч». В усадебном доме в годы Гражданской войны размещался приют для бездомных детей и сирот, затем в нем разместилась школа 1-ой ступени,
а впоследствии и Филисовская средняя школа. Школа просуществовавшая здесь до 13 января 1986 года, когда из-за ветхости дома-дворца ее перевели в новое здание, построенное в селе Филисове.
Дом стоял опустевший, однако он охранялся сторожем, проживавшем в этом здании. По инициативе районного комитета охраны природы усадьба была зарегистрирована как историко-ботанический памятник и взята под охрану.
Территория его была предоставлена Родниковскому ботаническому саду для посадок в качестве филиала. За это время были сделаны новые посадки: высажено более 200 сибирских кедров, туи, кипарисовики и другие редкие растения. Но после ухода сторожа с работы в связи с переездом в другую область, дом подвергся разграблению, а новые посадки полностью украдены.
И вот мы теперь идем без доклада в главный дом Воронцовых, нас никто не встречает. Вместо картин и скульптур, украшавших некогда стены этого дома мы видим голые разрушенные стены. Пол практически отсутствует, впрочем, как и парадна лестница. Пройтись можно только по первому этажу, верхние перекрытия все давно рухнули. Но этот дом еще помнит своих обитателей, помнит шум подъезжающих карет, шуршание женских шелковых платий, смех детей и строгие распоряжения хозяина дома.
Да, вот так бывает, меняется время, уходят люди, а вот какие-то предметы обихода, дома, сделанные с любовью, еще стоят. Они уже и не нужны никому, и никто про них не помнит, а они все стоят и пытаются безголосо напомнить нам о своих хозяевах. А люди проходят, проходят мимо, но нет вроде появилась надежда.
В 2004 году усадьбу выкупил предприниматель, планирующий проведение реконструкции усадебного комплекса и устройство на его базе туристско-рекреационного центра. В июле 2005 в Батыево была проведена научно-исследовательская экспедиция. »В ходе работ были произведены обмеры комплекса, составлен подробный топоплан территории усадьбы.
Выявлен ассортимент исторических травянистых, древесных и кустарниковых парковых насаждений. Определены места расположения утраченных служебных, хозяйственных и парковых строений комплекса усадьбы – 4 жилых и служебных флигеля, конюшни XVIII- начала XIX в., конюшни 2-й половины XIX – начала XX в., хозяйственное строение, беседка, парковый павильон. В ходе шурфовок территории усадьбы обследована структура покрытий парковых дорожек, площадок и парадного партера.
В результате археологического вскрытия придомового пространства были обнаружены фундаментные основания двух утраченных террас,
выходивших на парадный двор и в парк. Благодаря чему появилась возможность восстановления фасадов здания в первоначальном виде".
На этом реконструкция усадьбы завершилась. И надежда исчезла, и опять стоит старый почти развалившийся дом и смотрит своими черными глазницами в даль ожидая свою неминуемую участь.
Источник статьи:
http://www.liveinternet.ru/users/1259518/post31910635
http://holiday-trips.ru/page/batyevo-pamjat-mesta
http://smartwebsite.ru/publ/znamenitye_kazni/kazn_artemija_volynskogo/34-1-0-3356
http://www.tambovlib.ru/?view=editions.authors.03
Даа... богата история России. Жаль, в полном пренебрежении и забытьи она находится. Спасибо за рассказ, Александр!!
Да, если так будет продолжаться, то скоро и это потеряем. Будем на фотографии смотреть.
Усадьба уже может считаться утраченной. Никто не будет ее восстанавливать. Все заросло. Позволю себе чуть поправить. Речка рядом — не Возополь (она в Филисове), а Галочка. Дорога не проселочная, а сохранившийся тракт, мощный булыжником. Просто заросла она, засыпана землёй и битым кирпичом.
Спасибо, Надежда за комментарий. Безусловно такие усадьбы восстанавливать никто не будет. Вроде и место красивое и усадьба с историей, а никому это не нужно. Даже если восстановить, то что с ней делать? Музей? А много ли народу приедет посмотреть?
Усадьбу уже можно считать утраченной . Никто ее не восстанавливает и не собирается. Речка рядом не Возополь (та в Филисове), а Галочка. И дорога рядом не проселочная, а заросший тракт 18 века, мощный булыжником