Русская глубинка. Легенды и быль Ивановской области. Часть 3 (село Дунилово)
Всем привет. Сегодня я продолжу рассказ о путешествии по Ивановской области. Покинув город Шую, мы отправились в очень живописное село — Дунилово. Об этом селе я слышал уже давно и знал, что оно находится не далеко от моего родного города и притягивает фотографов со всей страны своими неповторимыми пейзажами. Вот только самому съездить все никак не получалось. В этот раз я мимо его проехать уже не смог.
Первое упоминание о селе относится к 1535 году в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого-Шуйского, потомка древнего рода Суздальских князей. Уже тогда Дунилово было торговым селом с большим количеством церквей. В начале XVI века в Дунилове было 178 дворов, в то время как в Шуе всего 150. В начале XIX века Дунилово по количеству жителей не уступало Кинешме.
В 1689 году Петр I подарил Дунилово своему тестю боярину Федору Лопухину. Но уже, в 1697 году Федор Лопухин, попавший в немилость к царю, был выслан воеводой в Тотьму. Однако, за то время, пока боярин владел селом, он много времени, сил и денег вложил в его процветание.
Евдокия Лопухина, первая жена Петра I и дочь боярина Федора Лопухина, будучи насильно постриженной в Суздальском Покровском монастыре, не раз тайно посещала село Дунилово.
Церковь Воздвижения Креста Господня.
Переехав через речку Тезу, мы видим Крестовоздвиженскую церковь, построенную из красного кирпича. Когда-то на этом месте была торговая площадь и два раза в год здесь шумели ярмарки. Церковь была построена в 1821—1828 году, на месте старой часовни 1654 года, поставленной в память об избавления от морового поветрия в том же году. В 1867 году была построена колокольня, а еще через четыре года по заказу купца А.Я. Балина храм был перестроен. Церковной реликвией до закрытия храма был чудотворный крест в память избавления от моровой язвы.
В годы Советской власти храм был закрыт и использовался под склад. Лишь только в 1996 году храм передали в РПЦ и начали ремонтно-восстановительные работы. В 1998 году храм был полностью восстановлен.
Храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых.
Вправо, за мостом, через речку Тезу, стоят руины некогда очень величественного храмового комплекса. Церкви, колокольня, ограда — все разрушено, но былое великолепие чувствуется даже в этих руинах. Я побродил немного по развалинам, очень много сохранилось фресок на стенах храма.
Покровская церковь (1685—1704 г.г.) была построена на средства боярина Лопухина на месте старой деревянной церкви.
Позднее в храмовый комплекс вошла небольшая зимняя церковь Всех Святых (1742—1743 г.г.).
Обе церкви огорожены каменной оградой с башенками. В 1812 г. для колокольни Покровской церкви был отлит колокол в 600 пулов в честь победы русских над французами. На колоколе были вылиты следующие стихи:
«В сей грозный год Галл дерзновенный,
Собрав врагов от всей вселенной,
Россию тщился раззорить,
Низвергнуть трон и покорить…
Москва во пламени пылала;
Страна сия в слезах рыдала;
Повсюду были трепет, страх.
Но Бог, живущий в небесах,
Внял воплям и моленьям.
И не по нашим согрешеньям
Благую помощь ниспослал:
Врагов рассыпал, покарал;
Вознес Россию на верх славы;
Смирил премногия державы.
Толь дивны блага созерцая,
Делам монарха подражая,
Во славу всех Царя царей,
Мы памятник воздвигли сей;
Да возвестит он в дальни роды, —
Кто мир дает, хранит народы».
Успенский женский монастырь.
До Успенского женского монастыря мы пока так и не доехали. Боярин Федор Абрамович Лопухин в северной части села Дунилово основал уездную обитель — Воробьевскую. На его деньги в обители было построено два деревянных храма: летний — в честь Всемилостивого Спаса с колокольней и зимний — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Была установлена деревянная ограда с башнями и келейные корпуса. Немногочисленной братией пустыни управляли отцы игумены. Со временем положение обители стало ухудшаться. Монастырские стены стали ветшать. Во время церковной реформы 1764 года Воробьёвская пустынь и вовсе была упразднена.
В середине XIX веке на средства купчихи Евфимии Егоровны Каретниковой и почетной гражданки Шуи Марии Ивановны Посылиной отстраиваются каменные церкви: Успенская летняя с колокольней и приделами, и теплая Покровская. Главной святыней прихода стала чудотворная икона Божией Матери Смоленская. В 80-х годах того же века попечительство над храмами приняли на себя купцы династий Балиных и Дудиных. На их средства построили деревянную и каменную богадельни, школу грамоты, хозяйственные сооружения. В конце XIX — начале XX века в Успенском приходе числились священник, диакон, псаломщик, 69 дворов и 577 прихожан. В 30-40-е годы ХХ века все Дуниловские храмы были закрыты. На месте Успенского прихода разместился психоневрологический интернат, действовавший до 1991 года. 8 июля 1991 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Храмовый комплекс бывшего Благовещенского монастыря
Никто не знает как давно была построена Благовещенская церковь, письменных источников того времени не сохранилось. Сохранилась лишь закладная доска в стене храма, свидетельствующая о том, что освещен он был в 1675 году. Вокруг церкви была поставлена каменная ограда с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля. Позднее в 1888 году в монастырской ограде была построена теплая Казанская церковь, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни.
При подготовке статьи были использованы следующие интернет-ресурсы:
https://foma.ru/8-hramov-na-dva-sela.html_
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/shuja/p/73-1-0-2806
http://dunilovo.prihod.ru/istorija
http://adm-vved.ru/istoriya-poseleniya.html