Русская глубинка. Легенды и быль Ивановской области. Часть 1

Всем привет. Много времени прошло с тех пор, когда я последний раз выбирался на фотовыезд, но вот в эти майские выходные мы все же совершили небольшую поездку по Ивановской области. Прокатились по селам Родниковского и Шуйского районов, посмотрели красоту Ивановских мест.

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В майские праздники я с семьей отдыхал в Кинешме и поэтому до запланированных мест нам ехать было не далеко. Погода выдалась теплая, по небу гуляли живописные облака. Первая остановка на нашем пути - село Пархачево.

Село Пархачево.

Наша машина въехала в село и остановилась у небольшого пруда со старым разрушенным храмом. Улицы были пустынны, только впереди нас стояла машина с московскими номерами. Как выяснилось позже это семья путешествует по России с фотоаппаратом. Я вышел из машины и направился обследовать церковь. Как и ожидал, церковь очень разрушена, но жители села все же проводят там богослужения. Этому свидетельствуют стоящие там иконы и крест.

Когда-то село Пархачево принадлежало предкам Ивана Михайловича Сеченова, которого считают «отцом русской физиологии». В дальнейшем село приобрел князь Андрей Васильевич Трубецкой, офицер лейб-гвардейского кавалергардского полка, фаворит императрицы Александры Фёдоровны.

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В 1818 году, в период правления Александра I, в селе построили церковь Успенья Пресвятой Богородицы. Архитектором считается местный крепостной П.Е. Корсаков. В юности он работал в иконописной мастерской своего отца, где и обнаружили у него большой талант. Крепостного помещик отправил учиться художественному мастерству в Италию, а потом забрал в Петербург, где тот принимал участие в росписи Казанского собора.

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В предвоенные годы священнослужители этой Успенской церкви были репрессированы, а в 1940 году церковь была закрыта. Помещение стали использовать как мастерскую по ремонту тракторов и склад.

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В 1990 году церковь отдали в ведение церкви Александра Невского в городе Родники. В начале 2000-х годов жители села и дачники создали инициативную группу по восстановлению Успенской церкви, но денег на восстановление так и не нашли.

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Из села Пархачево мы поехали далее по направлению к Шуе. Следующей остановкой на нашем пути стало одно из живописнейших сёл нашей области, село Парское.

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

село Пархачево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Село Парское.

Село Парское оказалось довольно большое с населением около 600 человек, расположенное на реке Парше. Точная дата основания села неизвеста, но по местным легендам, Парское связано с суздальскими монахами. В Х веке суздальские монахи посетили эти места и обнаружили родник. Родник они освятили, а на высоком берегу реки поставили часовню. Позднее на этом месте был построен деревянный православный храм. Во время нашего пребывания в селе я еще не знал про этот родник и, к сожалению, к нему не попал.

Село Парское

Село Парское

Первое же упоминание о селе в письменных источниках относятся к концу XV века, хотя археологические находки, найденные в округе, свидетельствуют о том, что люди здесь жили еще во II веке до нашей эры.

Село Парское

Село Парское

В период с 1399 по 1635 годы владельцами здешних земель были князья Шуйские. Сам царь Василий Иванович Шуйский приезжал в эти места на соколиную охоту. С 1770 по 1861 год здешние земли принадлежали дворянам Морозовым, Голицыным и Трубецким.

Село Парское

Село Парское

Вот выдержка из дневника Коллежского Асессора Лева Ивановича Арнольди (1822—1860): «Явных раскольников 12 душ обоего пола Поповщицкой секты и 4 секты Перекрещиванцов. Во всем приходе села Парского 4000 душ обоего пола. Все они принадлежат двум помещикам Князю Трубецкому и Княгине Долгоруковой. Село Парское считается самым богатейшим торговым селом Юрьевецкого уезда. Все крестьяне занимаются исключительно тканьем разных бумажных и пряжных изделий, а до 500 душ, занимаются кроме того выделыванием роговых и костяных головных гребней и сбывают их на Нижегородской ярмарке и в Казанской губернии. Иногда в год на разных ярмарках сбывается до 200 000 гребней. 29 августа здесь бывает довольно значительная ярмарка и сбор с мест и лавок простирается в настоящее время только до 2000 руб. сер., а в прежнее время простирался иногда до 7000 руб. сер. Церковь в селе Парском во Имя Крестителя Господня, весьма древняя и великолепно разукрашенная. Образа есть превосходного старинного письма. Престол, Царские двери и множество больших образов из чистого массивного серебра с позолотой. Ежегодных вкладов бывает более чем на 1500 руб. серебр. Большой местный образ Иоанна Предтечи по преданию пожертвован в Церковь Царем Иоанном Васильевичем Грозным, после взятия Казани. Не только все прихожане Православные, но и самые закоренелые раскольники приходят иногда в Церковь приложиться к этому образу, только не во время службы. Есть также в Олтаре другой замечательный весьма богатый образ Корсуньской Божией Матери, весь украшенный золотом и драгоценными каменьями. В приходе села Парского, кроме вышепоименованных явных раскольников есть еще 3 семейства до 19 душ в деревне Петрове Княгини Долгоруковой, которые по словам Протоиерея Успенского, тайно состоят по Спасову Согласу. Вообще все здешние раскольники имеют связи с раскольниками сел Владимирской губернии: Иванова и Дунилова, которые находятся от Парского в 40 верстах и где до сих пор существует еще раскольническая часовня. Один из прихожан села Парского, Сергей Иванов из деревни Дунильцева, проживал прежде при этой часовне, а теперь там проживают его три сына. Старший из них Гаврило в 1842 году при венчании дал присягу и подписку присоединиться к Православию, а теперь явным образом снова уклоняется в раскол и объявил Священнику, что он не признает Православной церкви и просит числить его раскольником Поповщицкой секты. Сестра Сергея Иванова проживает в скитах Макарьевского уезда, откуда иногда приезжают в с. Парское беглые попы, для исправления различных треб.»

Село Парское

Село Парское

По местному преданию, в 1552 году Парское проездом посетил царь Иван IV, возвращавшийся из Казанского похода, и после в знак благодарности за радушный приём прислал икону — образ Иоанна Предтечи, ставший главной святыней сельского храма и считавшийся чудотворным. Лично я думаю, что это все же легенда. Ну, какими дорогами блуждал царь возвращаясь из Казани? У него, что карты не было, не мог короче путь найти?

Село Парское

Село Парское

По словам благочинного Родниковского округа Кинешемской епархии протоиерея Андрея Ефанова, история основания храма гласит, что на берегу реки Парши нашли чудотворную икону святого Иоанна Предтечи, и на этом месте из земли забил родник. Вот такие чудеса.

Село Парское

Село Парское

На средства князей Шуйских здесь был построен первый православный храм во имя Иоанна Предтечи. Храм был дубовый и размерами превосходил ныне существующий. Однако со временем он обветшал, а в 1770 году в него ударила молния и храм сгорел.

Село Парское

Село Парское

На его месте через 3 года в 1773 году началось возведение нового каменного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, с колокольней высотой 42,6 м. Строительство длилось 10 лет и было закончено в 1783 году (время правления Павла I). Освящён храм был в 1785 году, он отличался красотой и дорогим убранством, его стены и своды были расписаны фресками, многие из которых сохранились до сих пор. Однако, когда я зашел в храм, никаких фресок не видел, все чисто побелено.

Село Парское

Село Парское

В 1822 году храмовый комплекс был обнесён массивной кованой оградой на кирпичных основах.

Село Парское

Село Парское

Позднее был построен храм Вознесения Господня с двумя приделами, освящёнными в 1863 году в честь Николая Чудотворца и трёх учителей вселенских — святителей Василия, Григория и Иоанна Богослова.

Село Парское

Село Парское

При советской власти в 1930-е годы храм был закрыт и передан местному колхозу. Здания храмов стали использовать в качестве складских помещений для хранения зерна (в Вознесенском храме) и хозяйственных материалов (в Предтеченском храме). В Вознесенском храме в алтарной части стояла семяочистительная машина, в притворе была устроена мельница для размола зерна.
В 1990 году храмовый комплекс был возвращён сельской православной общине, и постепенно было начато церковное служение.

Село Парское

Село Парское

Многие туристы приезжают сюда из разных уголков России, чтобы полюбоваться, пусть и разрушенным, но оставшимся величественным храмовым комплексом.

Село Парское

Село Парское


Село Парское

Село Парское

Далее наш путь лежал в село Васильевское.

Село Васильевское.

Село это некогда принадлежало царю Василию Шуйскому, здесь он имел вотчину для соколиной охоты. Вот село и получило название от имени этого царя, раньше оно называлось Матнинский стан. Первое письменное упоминание о селе относится к 1554 году, в уставной грамоте Ивана Грозного.

село Васильевское.

село Васильевское.

Со временем династия Шуйских угасла, село переходило из рук в руки и беднело.

село Васильевское.

село Васильевское.

Перемены к лучшему произошли в XVIII веке, когда село перешло во владение Шереметьевым. В 1758 году была построена первая каменная зимняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца (время правления Елизаветы Петровны дочери Петра I), а чуть позже летняя церковь Грузинской иконы Божией Матери. В 1768 году был построен большой храм «соборного типа» Троицкий (время правления Екатерины II). В 1802 году построена пятиярусная колокольня (время правления Александра I), а выстроил ее все тот же крепостной архитектор князя Трубецкого Прокопий Корсаков (помните я его упоминал, когда рассказывал про село Пархачево?).

село Васильевское.

село Васильевское.

Вот однажды, в 1767 году императрица Екатерина II возвращалась из своего знаменитого путешествия по Волге и заехала во Владимир. Во Владимире ее удивила запущенность Успенского собора, и она издала указ о его реставрации. Реставрацию собора начали, обветшалый иконостас, состоящий из икон начала XV века сняли и отправили в храмовое хранилище. А в 1768 году этот иконостас купили васильевцы для Троицкой церкви. Вряд ли васильевцы знали, что покупают иконы Рублева и Черного. Иконы эти простояли в храме около 150 лет, пока в 1918 году не попали на глаза выдающемуся искусствоведу И.Э. Грабарю. Игорь Эммануилович отправил одну из икон («Вознесение») в Москву на исследование и консультацию со специалистами. Подозрения Грабаря подтвердились, иконы были признаны величайшим произведением искусства. В 1923 году иконы из Васильевского в количестве 26 штук были вывезены. Две потерялись по дороге, четыре отправились Петербургский Русский музей, остальные отправились в Третьяковскую галерею, где их можно видеть и теперь.

село Васильевское.

село Васильевское.

 

При написании статьи были использованы следующие интернет-ресурсы:

https://valuh.livejournal.com/323068.html

https://posmotrim.by/article/selo-parskoe.html

https://ivgazeta.ru/read/12726

https://valuh.livejournal.com/30308.html

Хотите всегда первыми получать самые интересные статьи этого блога? Просто подпишитесь на новые статьи.

Введите Ваш e-mail адрес:

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

7 комментариев к записи “Русская глубинка. Легенды и быль Ивановской области. Часть 1”

  • Валентина Хохлова:

    Вышлите всю эту запущенную красоту церковникам в Екатеринбург. Хорошо, что они так радеют за строительство нового храма. Прежде чем строить новое необходимо отреставрировать сохранившееся, но запущенное и разрушающееся. Тем более, что в Екатеринбурге имеются храмы православные.

    • ZalexZ1:

      Спасибо Валентина за ваш комментарий. Я тоже не понимаю зачем строить новые, если кругом разрушенных храмов полно. Хотя мысль одна есть. Разрушенные храмы в основном остались в сельской местности, а какой смысл тратить деньги на их восстановление, если приход не большой и соответственно отдача будет не большая. А в городе строить выгодно, там больше народу проживает.

      • Михаил Попов:

        ZalexZ1, есть немало примеров, когда прихожане берутся за восстановление сельских храмов. Мне известно несколько случаев в Петровском благочинии Ростовского района, Ярославской области. Мне кажется, что не всегда вопрос решается выгодой, чаще — необходимостью.

        • ZalexZ1:

          Михаил, спасибо за комментарий. Я тоже знаю много примеров когда прихожане пытаются восстановить разрушенные храмы и у себя в блоге я про это писал. Разговор о том, что в городах, особенно в крупных, церквей достаточно, а вот в селах большинство разрушено. Вот только никто, кроме местных жителей, не озабочен их восстановлением. А собрать деньги на восстановление храма селянам без поддержки очень тяжело.

    • Михаил Попов:

      Валентина, дело в том, что ни один из этих храмов в Екатеринбург не перенесёшь. И наоборот — жители Екатеринбурга не поедут в село в Ивановскую область, чтобы восстановить эти храмы и ходить в них на богослужения. Так что предложение не в тему. Пусть екатеринбуржцы сами решают что им делать — восстанавливать разрушенные там храмы (если такие имеются) или строить новые (в том числе на месте разрушенных).

  • Павел:

    Рады вас видеть снова. Спасибо за информацию. Я сам из этих мест пос Лух. Здоровья и новых путешествий

    • ZalexZ1:

      Приветствую, Павел. Спасибо. Мы немного до Луха не доехали, проехали в Пучеж и повернули на Дунилово. Места мне те понравились, надо будет еще съездить.

Оставить комментарий

Подписка на блог:

Введите Ваш email адрес:

Опросы

Хотели бы вы, что бы все республики бывшего Советского Союза снова объединились?

Loading ... Loading ...
Ссылка на мой старый блог
Яндекс.Метрика
Подняться наверхПодняться наверх