«...Абрамцево лучшая в мире дача...»
Приветствую, друзья! Ну, что продолжим тему предыдущей публикации и отправимся дальше, по местам, связанным с нашим культурным наследием? И вот из деревни Мураново (статья «Музей-усадьба в Мураново») наш путь лежит в усадьбу Абрамцево. Музей-заповедник «Абрамцево» находится в Сергиево-Посадском районе, это 60 км от Москвы.
Все мы знаем, что одним из мощных источников сил и вдохновения является природа и лучше всех это знают творческие люди. А вот интересно: «Где живет Муза, которая вдохновляет таких людей? Есть ли у нее конкретные адреса?» Знаете, а ведь есть такие места, где Муза посещает и художников, и литераторов, и поэтов. Одним из таких мест и является Абрамцево. А отличается оно от других мест не только своей природой (красивых мест в России множество), здесь жили очень интересные и творческие люди.
Итак, усадьба в Абрамцево. Я не буду долго рассказывать, кто и когда приобретал усадьбу. Начну сразу с 1843 года, когда усадьбу приобрел Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859) — представитель старинного, но небогатого рода, русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель. Мы все знаем его с детства по прекрасной сказке «Аленький цветочек».
Сергей Тимофеевич был женат на Заплатиной Ольге Семеновне и от этого брака у них было четверо детей. Кстати, Иван Сергеевич Аксаков был женат на старшей дочери Ф.И. Тютчева, и он первый написал биографию поэта (статья «Музей-усадьба в Мураново»).
У Сергея Тимофеевич были знакомства в литературной и театральной среде Москвы и Петербурга, он был хорошо известен как театральный критик. Многие из друзей Аксакова приезжали в Абрамцево, среди них писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актер М.С. Щепкин, и многие другие знаменитые современники.
Абрамцево для Аксакова стало местом, где можно отдохнуть от московской суеты. Вот, что он писал своему сыну Ивану в 1844 году: «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно». В Абрамцеве были написаны его лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), сказку «Аленький цветочек» (1858).
После смерти С.Т. Аксакова Абрамцево опустело, а в 1870 году усадьба была продана С.И. Мамонтову.
Савва Иванович Мамонтов (1841—1918) — выходец из старинной купеческой семьи, русский предприниматель и меценат. Женат он был на Сапожниковой Елизавете Григорьевне и от этого брака у них было пятеро детей. Бизнес свой Савва Иванович унаследовал от своего отца Ивана Федоровича, а после смерти родителя унаследовал и часть его состояния. В 1872 году Савва Иванович стал директором, а затем и председателем правления преобразованного Акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Усадьба в Абрамцево досталась Савве Ивановичу в обветшалом состоянии, но доморачительный хозяин взялся за ее обустройство. Был произведен ремонт усадебного дома, построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада – теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики, а к юго-западу от двора – конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось.
Мамонтовы построили в округе больницу, школу, мост, плотину на реке Воре, мастерские для художников, церковь. Эти постройки получили название «Культурный поселок».
Хозяина дома интересовало не только предпринимательство, его интересовало изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А.Н. Островский. У Саввы Ивановича был очень обширный круг знакомых из деятелей искусства.
В доме у Мамонтовых часто бывали художники В.Д. Поленов, И.Е. Репин, И.И. Левитан, В.И. Сурков и другие. Обычные «беседы у самовара» в последствие переросли в рисовальные вечера. Многим начинающим и признанным мастерам искусства Савва Иванович оказывал моральную и материальную поддержку. Он умел распознать талант и делал все, чтобы дарование не погибло в нищете. Так Мамонтов приютил бедствовавшего Васнецова, затем Серова и Коровина. Сумел разглядеть талант в нуждавшемся Врубеле, который еще не был широко известен. Творческое содружество этих мастеров впоследствии стали называть Мамонтовский художественный кружок.
И.Е. Репин писал своему другу, художнику А.В. Прахову: «Я склонен думать, что Абрамцево лучшая в мире дача; это просто идеал!»
Мы все прекрасно знаем такие шедевры русской живописи как «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883) и «Не ждали» (1884–1888) Ильи Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881–1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова (портрет старшей дочери Саввы Ивановича Веры), «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) Нестерова, но вот то, что они были написаны здесь в окрестностях Абрамцево знают не многие. Лично для меня это было открытие.
В 1885 г. Мамонтов создал у себя в имении профессиональную частную оперу. Оперный театр Саввы Ивановича пропагандировал русскую оперную музыку. Созданием декораций, костюмов, афиш и программ к спектаклям занимались Васнецов В., Поленов, Коровин К., Остроухов и др.
В кружке уделялось огромное внимание изучению и популяризации традиций русского народного творчества. В Абрамцеве был создан музей русского народного творчества. Парковый ансамбль украсили постройки в русском стиле: Мастерская (проект В. Гартмана, 1873 г.), Баня-теремок (проект И. Ропета, 1877—1878 гг.), церковь Спаса Нерукотворного (проект В. Васнецова и В. Поленова, 1881—1882 гг.), Избушка на курьих ножках (проект В. Васнецова, 1883 г.). По инициативе Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой были устроены курсы обучения столярному ремеслу и «художеств» для деревенских мальчиков, а также столярное производство.
В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники. Абрамцевские изделия пользовались спросом в Москве, Петербурге и других городах, получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже (1900).
Мамонтов удачно сочетал в себе предпринимательство и служение Музам. За годы предпринимательской деятельности у Мамонтова было много удачных проектов, которые приносили ему хорошую прибыль. Одним из таких проектов было строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Савва Иванович был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод в подмосковных Мытищах, Товарищества Невского механического завода в Петербурге, Общества Восточно-Сибирских железнодорожных и механических заводов в Иркутской губернии, стал одним из создателей российской железнодорожной промышленности.
Но в 1899 году неожиданно Мамонтов был арестован, ему предъявили обвинение в финансовых махинациях. Имущество Саввы Мамонтова было описано, а его самого посадили в Таганскую тюрьму. Просидев несколько месяцев, Савва Иванович был оправдан и выпущен из зала суда под незатихающие аплодисменты. Однако за то время, пока Мамонтов сидел в тюрьме имущество его было распродано, многие ценные произведения искусства ушли в частные коллекции, железная дорога была национализирована, акции забрали другие предприниматели. Правда усадьбу в Абрамцево удалось сохранить, ее переписали на жену Саввы Ивановича.
С 1900 года Савва Иванович жил в Москве в небольшом домике, принадлежащем его дочери Александре. Сюда же была переведена и гончарная мастерская из Абрамцево. В этой мастерской Мамонтов работал вместе с Врубелем и мастером-керамистом Ваулиным, они занимались изготавлением майолики (разновидность керамики с использованием расписной глазури). Наиболее известным творением этих мастеров стало панно «Принцесса Греза» оригинал которого выставлен в Третьяковской галерее, а копия украшает фасад гостиницы «Метрополь».
Весной 1918 года Мамонтов заболел пневмонией и 24 марта скончался в своей мастерской. Тело его было перевезено в Абрамцево и похоронено у Спасской церкви. После Октябрьской революции усадьба в Абрамцево была национализирована. На месте усадьбы был открыт музей. Его первой хранительнице стала Александра Саввишна Мамонтова. К началу 1920-х годов коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов.
В 1932 году музей был закрыт, а на территории усадьбы был организован дом отдыха для работников искусства. Сюда приезжали режиссер Г.А. Александров, актриса Л.П. Орлова, композитор Т.Н. Хренников и другие творческие люди. Затем дом отдыха был преобразован в санаторий для учителей, а в годы войны в нем размещался госпиталь. В послевоенные годы Абрамцево передали Академии наук, и усадьба вновь получила статус музея. В Абрамцево было возвращено 1375 экспонатов. В 1948 году хранителем музея стал Всеволод Саввич Мамонтов, который и начал восстановление музея. В 1995 году указом Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.
С погодой нам в тот день повезло, день был морозный и солнечный, снег искрился и хрустел под ногами. Посетителей было немного, и мы спокойно прогулялись по заботливо расчищенным дорожкам парка. В этом старинном парке дышится очень легко и вот в какой-то момент воображение начинает рисовать те ушедшие годы, когда знаменитые художники здесь создавали свои работы. Ощущение такое, что вся усадьба пропитана творческой атмосферой. В этом месте соединяется прошлое и настоящее, наверное, поэтому находясь на этом перепутье невольно начинаешь осознавать бесконечность и мимолетность этого мира.
Вот и закончилось наше путешествие, а это значит совсем скоро нас ждут новые дороги и новые фотографии.
До новых встреч друзья.
При подготовке статьи были использованы следующие интернет ресурсы:
http://secrethistory.su/
Была в Абрамцево очень давно. Прогулка замечательная, узнала много нового...
Это здорово, я сам когда готовлю материал очень много узнаю, все конечно же не умещается на страницах блога.
Потрясающие фото. СПАСИБО!
Рад, что Вам понравилось)
Отличная прогулка, какие чудесные фото! Спасибо, Александр!
На каждой такой прогулке получаешь не только массу эмоций, но и интересную информацию. Рад, что Вам понравились фотографии.
Ну класс! Красота! Настоящая русская сказка!!!! Наслаждение для глаз!
Спасибо, Наталья) А вот, что писал скульптор Антокольский хозяину усадьбы Савве Мамонтову: «Вспоминается мне и моё первое посещение Абрамцева... Ты, Савва Иванович, одел меня в белую холстинную блузу, в каких вы все там ходили, и я стал одинаков со всеми вами. С тех пор ваш дом стал мне дорог, в нем я нашел приют, в нем я часто отдыхал, отдыхала и моя усталая душа». Так вот надо сказать, что пока мы там гуляли, действительно душа там отдыхает, место наверное пропитано добротой.
Была в Абрамцеве пару раз, но всегда летом. Интересно было посмотреть зимние фотографии. Хорошо помню этот милый мостик