Усадьба в Молоди
В своей прошлой статье «Забытая победа. Битва при Молодях» я рассказал об одном из важнейших событий в истории нашего государства, которое произошло в селе Молоди более 400 лет назад. Давайте продолжим знакомство с этим селом и заглянем в заброшенную усадьбу, находящуюся на том самом месте, где когда-то проходили кровопролитные бои.
Известно, что в 1646 году село Молоди купил Прокофий Федорович Соковнин, отец боярыни Морозовой. Помните знаменитую картину Сурикова «Боярыня Морозова»? Прокофий Федорович имел высокое положение при дворе Алексея Михайловича, а вот его сын Алексей лишился головы за намерение убить Петра I.
В 1699 году Петр I жалует имение своему сподвижнику Федору Головину. Существует предание, будто царь Алексей Михайлович на смертном одре завещал Головину «хранить царевича Петра, яко зеницу ока» и во время стрелецкого мятежа именно Головин увез его из Москвы в Троицкий монастырь.
С Федора Алексеевича и началось обустройство усадьбы в Молоди. При нем был построен главный дома и заложен регулярный парк.
Кстати, регулярный парк — это парк имеющий геометрически правильную планировку. Даже сейчас, прогуливаясь по уже заброшенному парку мы можем проследить лучевые аллеи с многочисленными прудами.
В 1703 году началось строительство каменной Воскресенской церкви. В последствии церковь несколько раз перестраивалась владельцами усадьбы. С 1736 по 1786 года имением владеют Салтыковы. Алексей Иванович Салтыков был тамбовским наместником, его отец приходился сыном троюродного брата императрицы Анны Иоанновны. Алексей Иванович со своей женой Екатериной Борисовной (урожденной княгиней Голицыной) полностью обновили господский дом и церковь. Похоронен Алексей Михайлович в усыпальнице рядом с Воскресенской церковью.
Следующим хозяином усадьбы стал Сергей Герасимович Домашнев. Известен он тем, что писал мелкие прозаические статьи и стихи в журналах. В 1775 году Екатерина II назначила его директором Академии наук, а через 8 лет из-за жалоб некоторых академиков он был снят с должности и отдан под следствие. Сергея Герасимовича обвиняли в присвоении денег и имущества Академии. В 1783 году в его доме был произведен обыск, а он сам был выслан из Санкт-Петербурга по личному распоряжению императрицы. Так вот в 1786 году Сергей Домашнев и его брат Иван приобрели усадьбу в Молоди.
В 1789 году усадьбу в Молоди купил известный Симбирский помещик Степан Егорович Коротков. А поскольку он боялся, что дети промотают отцовский капитал, то женился на девушке, которая смогла бы сохранить накопленное состояние. Избранницей оказалась молодая девушка из бедной дворянской семьи Марфа Яковлевна, отличавшаяся большой набожностью. После смерти мужа, Марфа Якволевна унаследовала большую часть имущества Степана Егоровича, в том числе и усадьбу в Молоди. Лето барыня проводила в деревне, а на зиму возвращалась в московский дом на Басманной улице.
Много легенд ходило по Москве про Марфу Яковлевну. Вот одна из них.
Марфа Яковлевна не любила музыку и особенно терпеть не могла уличных шарманщиков. А тут как назло повадился один шарманщик, который стал играть каждый день возле ее дома на своем скрипучем инструменте. Короткова не находила себе места, затем, не выдержав «пыток», попросила квартального полицейского прогнать музыканта. Получив от нее червонец, тот прогнал шарманщика, но наказал ему, чтобы он на завтра вновь играл на прежнем месте. Та же история, и такой же червонец повторились и на следующий день. Так шли дела несколько месяцев: и у квартального капитал, и шарманщик с невиданным барышом, и барыня довольна. Только вдруг квартальный захворал и некому было прогнать шарманщика, а тот все знай себе, скрипит да скрипит день, другой, третий. Чуть с ума не сошла Короткова. После выздоровления полицейского, она ради своего спокойствия предложила ему переехать жить в ее соседний дом. А тому это только и надо было. После такого случая шарманщик возле дома Марфы Яковлевны больше не появлялся.
В советское время в бывшем доме Коротковой размещалась «басмановская» больница, в настоящее время в нем открыт ресторан под названием «Шарманка», видимо, в память о той истории. Здание признано объектом национального наследия и находится под охраной как памятник жилой архитектуры.
После смерти помещицы, усадьба по духовному завещанию перешла А. Д. Бестужевой, а Бестужева продала ее лесопромышленнику Ивану Васильевичу Бородину. Иван Васильевич владел этой усадьбой вплоть до Октябрьской революции в 1917 года.
Примечательна эта усадьба еще и тем, что здесь уже в запустелом доме с 1913 по 1916 года снимала дачу семья Бориса Пастернака. Описание этой усадьбы нашло свое отражение в очерке «Люди и положения».
Сейчас на месте старинной усадьбы стоят разрушенные господский дом, службы и амбар. Церковь и усыпальница реставрированы.
В этот раз я сделал для себя маленькое открытие. Раньше я не задумывался, каким образом отапливались такие дома. Нет, я конечно знал, что были печи и камины, но ведь не во все же комнаты их ставили. В этот раз я наглядно увидел, что печи находились на нижних этажах или подвалах, а теплый воздух по специальным каналам в стенах проходил по всему дому.
Мы уже собирались уезжать, но медлили и все стояли возле усадебного дома. В это время к нам подошел местный священник и рассказал, что в советские времена в барском доме находилась школа. К 90-м годам прошлого столетия дом обветшал и требовал реконструкции. Школу выселили, а реконструкция затянулась. А пока здание пустовало, его окончательно разорили. С тех пор за восстановление никто не брался, да и восстанавливать- то теперь особо нечего.
При написании статьи были использованы следующие интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/
http://deadokey.livejournal.com/119747.html
Александр, большое спасибо за интересный очерк, с этими местами знаком, владел там земельным участком, расположенным на берегу реки как-раз рядом с церковью, места очень красивые, и аура там хорошая. В силу ряда причин в 2013 году участок пришлось продать. Спасибо еще раз!
С каждым очерком Александра всё больше и больше познаю историю моей страны. И каждый раз с нетерпением жду очередного нового очерка. Большое спасибо!
Спасибо, Юрий. Будут еще статьи, обязательно будут.
М О Л О Д И
Над полем Молоди всегда гуляют ветры,
Тени огромные скользят от облаков…
… Когда-то это место сечей грозной
Отворотило от Москвы врагов.
Известно: в год 1572-й
(Летосчисление: от Рождества Христова)
Русь (царствование Ивана Грозного)
Нашествию татар подверглась снова.
Уже случилось Поле Куликово…
Казань взята уж двадцать лет как… Но
Из Крыма движется орда Девлет-Гирея,
Русских мечтающая раздавить давно.
Сила огромна: за 120 тысяч…
80-т – ногайцев и татар.
И 40 тысяч беспощадных турок:
В них тысяч 7-ь – отборных янычар.
Отметить надо: год назад Гирей
Уже ходил набегом на Москву*:
Он разорил округу и поджег столицу,
Пленных увёл и породил чуму.
Девлет-Гирей считал: вряд ли оправится
Русь сможет от его арканных уз…
Все земли, говорят, хан поделил уже –
На вотчины своих татарских мурз!..
56
Представьте дальность расстояния…
Где Крым… а где наша Москва!..
Естественно, что только в лето
Могла идти сюда орда.
Узнав о продвижении крымцев
Иван IV («Грозный») смог
Об обороне позаботится…
Правда, не многое он мог.
Князя Михайла Воротынского
«Грозный» назначил воеводой.
«Наказ» отправил и наёмников*…
Сам – в Новгород ушёл подводой.
Главою пограничной стражи
В Серпухове-Коломне был
Тот князь, Михайла Воротынский;
Он – 20-ь тысяч имел там сил.
Земские и опричные войска –
Стали готовится… Тут – подошли казаки
(Украинские и донские), да наёмники…
И стало уж не так-то страшно драки.
… Но всё же, должное отдать, патриотизм
И мужество в народе – это главное!..
… Около 60-и тысяч русских войск всего…
То обстоятельство – увы, – мало забавное.
… Место Молоди – оно недалеко:
50 вёрст к югу от Москвы-столицы.
Битва – тут произошла. И шла она – 3 дня*.
И разбит был Крым!.. Отброшен – за границы.
23 января 2011
* Речь идёт об опустошительном Крымском набеге на Москву в 1571 г. Девлет-Гирей организовал его тоже с поддер-
57
Спасибо!
Только дворяне Кротковы почему-то переименованы в Коротковых...