Немного о граффити
Сегодня я хочу поделиться своими мыслями по поводу граффити. Давайте сначала поймем, что это такое. Википедия нам говорит, что граффити — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков. Мы все видели всевозможные надписи или рисунки на стенах домов и заборах, да что греха таить я и сам занимался граффити в школе на партах.
Сейчас многие задаются вопросом, что такое граффити, вандализм или искусство? Я думаю, что все зависит от качества работ и месте их воплощения. Для многих граждан граффити это конечно вандализм. Возмущают непонятные, и мягко говоря бездарные надписи или рисунки, сделанные любителями наскальной живописи на стенах домов или заборов. И с этим нельзя не согласиться, однако есть очень даже достойные работы, которые вовсе не раздражают.
Наверное самым известным русским художником в области граффити, стрит-арт, уличной инсталляции и живописи был Паша 183 или Р183. За этим творческим псевдонимом скрывался Павел Александрович Пухов, молодой парень, москвич, родившийся в 1983 году. По образованию Паша был дизайнер. Работал системным администратором, дизайнером, реставратором, художником-постановщиком.
Мировая известность к Паше 183 пришла в январе 2012 года, когда британская газета «The Guardian» Пашу сравнила с известным английским уличным художником Бэкси. В январе — феврале 2013 года во Франции состоялась совместная выставка живописных работ уличных художников P183 и Nebay в рамках фестиваля RussenKo. Умер Паша 1 апреля 2013 года в возрасте 29 лет. Причины смерти не опубликованы. Предположительно, он умер от остановки сердца.
Ну, а мы с вами отправимся на станцию МЦК «Белокаменная» в лосиноостровский парк, где на развалинах какого-то предприятия еще остались очень интересные работы Паши 183 и Кирилла Альтерa. Кирилл Альтер один из ярких московских художников, работающих в жанре стрит-арт.
К сожалению эти работы скоро могут исчезнуть, поскольку на этом месте планируются строительные работы.
Откуда же пришло к нам граффити? Как не трудно догадаться первыми райтерами были древние люди. Это они изображали животных и сцены из жизни на скалах по всему миру. Для своих работ они использовали охру, мед мел, кровь. Многие рисунки дошли и до наших дней, их возраст доходит до 30000 лет.
Современное граффити появилось в конце 1960 года в Нью Йорке. Это новое, необычное искусство сформировалось в молодежной среде, а первые райтеры Fuzz One, Lord, Topcat 126, STAFF 161, AJ161, BILLY167, Cornbread были далеко не художники. С помощью распылителей с краской они старались увековечить свои надписи как можно в больших количествах мест. Они разрисовывали стены домов, вагоны метро, столбы, ограды. Это увлечение несло соревновательный характер.
Мир же узнал о граффити, когда в 1971 году в «New York Times» была опубликована статья об одном райтере. Звали его Demitrios или как вариант Demetraki, при сокращении Taki. Жил он на 183-й улице, поэтому взял себе ник «Taki 183». Это был молодой грек, а отроду ему было 17 лет, работал посыльным и ежедневно объезжал весь город. Попутно Димитриус оставлял свой тэг «Taki 183» везде где только мог. Особым художественным дизайном его надписи не выделялась. Просто тупо написано "Taki 183" и все... Так вот этот писатель и ему подобные исписал весь город, метро стало похоже на общественный туалет. Людям стало интересно, что это за засранец появился в городе и вот одни журналист решил разобраться. Он нашел Димитриуса и взял у него интервью.
В этом интервью молодой человек признался, что делает тэги просто так, не преследуя никаких целей и без желания что-либо донести. Он так же признался, что считает свое увлечение не совсем нормальным, и возможно его наклонность имеет характер психологического отклонения, но несмотря на это, он уже не может остановиться и при нем всегда его «magic marker». Когда Димитриуса спросили знает ли он, что для удаления граффити с улиц города надо 80000 рабочих часов и около 300000 долларов, то он ответил: «Я работаю, я тоже плачу налоги, и это никому не причиняет никакого вреда».
Димитриус не был первым райтером, но после этой статьи у него появилось масса поклонников и подражателей, а сам он стал легендой в мире граффити. Движение граффити получило новый толчок и за последующий год все больше молодых людей пожелало самовыражаться подобным. Такое молодежное движение стало называться хип-хоп граффити.
В 1980-х годах это молодежное движение пришло и в СССР. Первыми отечественными райтерами считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. Однако вначале граффити у нас не было так популярно, как на западе. Массовый характер граффити движение стало приобретать лишь к концу 1990-х.
"
В настоящее время граффити стали заказывать муниципальные организации, они приглашают уличных художников для украшения стен домов, заборов, трансформаторных будок. Современные формы творчества, такие как граффити от общепризнанных мастеров, украшают городские виды. Безликие городские объекты становятся настоящими произведениями искусства, притягивающими гостей города не меньше, чем другие его достопримечательности.
На здании по улице Рождественка д.23 можно увидеть работу уличного художника из Австралии Финтана Мэджи, приехавшего в Москву в рамках фестиваля «Лучший город на Земле». Свою работу автор назвал «Послание». Сегодня это граффити становится столичной достопримечательностью.
А эта работа принадлежит бразильскому художнику Эдуардо Кобра. На граффити изображена великая русская и советская балерина Майя Плисецкая. Каждая эмоция на лице передана максимально точно, а легкий взмах руки напоминает о лебедином крыле. Цветопередача граффити подобрана в очень необычной манере – от фигуры балерины, отходят разноцветные волны. Образ Майи Плисецкой в этом граффити стал воплощением грациозности балерины, ее красоты и творческого гения. Здесь каждый сможет увидеть идеальное сочетание грациозных балетных движений и удивительной энергии, которую на протяжении всей своей профессиональной жизни воплощала собой Плисецкая.
В Большом Афанасьевском переулке на доме 33 современные художники из ZukClab в рамках столичного проекта «Наследие» создали портрет русского писателя театрального режиссера и драматурга М. Булгакова. Место для этой работы было выбрано не случайно. Большой и Малый Афанасьевские переулки стали основным местом действия самого известного произведения Булгакова, романа «Мастер и Маргарита». В самой верхней части граффити–композиции можно найти намек на знаменитую городскую легенду — между двумя балконами изображена тень черного кота. Многие москвичи утверждают, что во время прогулок по этим местам неоднократно видели огромного черного кота — очевидно, это проказы Бегемота.
Дом номер 5 в Звонарском переулке украшает работа испанского уличного художника Escif . Вдохновляясь такими художниками как Пабло Пикассо, основной своей задачей он ставит разбудить умы прохожих. Его графические работы с персонажами часто встречаются на улицах Испании. В этой работе использовано всего два цвета — черный и белый, объект тоже предельно прост — это раскрытая человеческая ладонь. Как объяснил сам художник, этой картиной он призывает всех быть более миролюбивыми и дружелюбными.
Друзья, а как вы считаете, что такое граффити: вандализм или искусство?
А на последок хочу привести вам кодекс чести уличных художников. Неизвестно, кто его придумал, но эти десять правил встречаются на многих сайте, посвященных граффити.
Кодекс чести райтера
1. Необходимо всегда придерживаться норм, принятых в обществе.
2. Помнить о коллективе, если приходится работать в команде.
3. Нельзя писать на памятниках культуры, на домах, представляющих культурную ценность, а также на мемориальных стенах и надгробиях.
4. Нельзя навязывать людям собственные художественные пристрастия, в частности, писать на стенах жилых домов и машинах.
5. После завершения работы следует за собой убрать.
6. Нужно постоянно развиваться, повышая уровень своей культуры.
7. Райтер должен всегда помнить о чести и любить то, чем занимается.
8. Нельзя писать на чужих работах и именах других райтеров.
9. Нельзя портить чужие работы.
10. Призвание райтера — украсить серый мир.
При подготовке статьи я использовал следующие интернет ресурсы:
http://www.hintfox.com/article/storija-vozniknovenija-graffiti.html
http://graffitizone.ru/articles/article-1