Назад к истокам
Уважаемые читатели, эту статью я посвящаю своей семье, своим родным. Это история одной обычной семьи, жившей в русской глубинке, в Костромской губернии.
Итак, в начале мая мы, с семьей, предприняли авантюрную поездку к своим истокам, в то место, где родилась моя бабушка и где жили ее родители. Село это называется Сунгурово и находится оно не далеко от села Красное-на-Волге Костромской области. Почему авантюрную? Да, потому, что мы на машине туда не ездили, а маршрут выбрали, просмотрев карты в интернете. В общем, как известно все приключения начинаются со слов «Я знаю короткую дорогу.» Вот так и мы, выбрав маршрут, не учли, что он будет проходить по старой дороге — бетонке, плиты которой давно провалились. Поскольку машина у нас с низкой посадкой, то этот участок дороги (а это около 10 км.) мы преодолели с большим трудом.
Добравшись до села, первое, что мы увидели это реставрированную церковь Николы Чудотворца (1831 г.). В разрушенной и разграбленной при советской власти церкви долгое время находился склад химикатов. В предыдущие наши приезды мы видели лишь возвышающийся над селом разрушенный храм. Но вот в 2011 году, стараниями не равнодушных людей было начато восстановление храма. Председателем попечительского совета по восстановлению храма является народный артист России Олег Митяев.
Рассказывая о Сунгурове, невозможно обойти вниманием народные промыслы в этих местах. С XVIII века в Красносельском районе, куда входит и село Сунгурово, существовало и развивалось кустарное производство серебряных украшений. Во второй половине XIX века в окрестностях села Красного производством серебряных изделий занималось более 2000 человек «кустарей». Многие семьи на дому выплавляли и обрабатывали серебряные изделия. Производство это сложное и очень вредное. Отливка серебряных изделий проводилась в кузнице. На берегу реки строили деревянное здание. Здание это делилось на две половины. Первая половина была формовочная, в ней изготавливали формы. Вторая половина была кузницей, в которой стоял горн с кузнечным мехом для плавки. Здесь плавили металл и заливали в формы. Дальнейшая обработка изделия производилась уже дома. Работали по 14-15 часов в сутки.
Традиции художественной обработки металла передавались из поколения в поколение, совершенствовались, утверждая индивидуальные, свойственные лишь красносёлам, техники, подходы к работе с поделочными камнями, стеклом, золотом и серебряной проволокой. Продавали готовые изделия обычно торговцу у с. Красное, но некоторые возили сами в Москву, так получалось выгоднее. В 1904 году столичные художники решили ввести кустарный промысел в высокохудожественное русло, организовав в Красном художественно-ремесленные мастерские.
Во время нашего приезда в селе проходило собрание, решали насущные вопросы, одним из которых был ремонт дороги. В самом селе сейчас уже никого знакомых у нас нет, а вот наша бабушка Александра, когда сюда приезжала, могла в любой дом зайти, и ее все знали, встречали как родную. Помню в один из приездов, я был тогда еще тинэйджером, мы останавливались у бабушкиной подруги.
Помню, домик был не большой, а дверной проем настолько низкий, что я даже нагнувшись, постоянно задевал перекладину. Хозяйка «хижины» жила не богато, но помню как приветливо она нас встречала, сколько было тепла и радушия. Находясь в селе, у нас было желание узнать, кто остался в Сунгурове из старожил и помнит еще нашу семью, ведь так хочется знать больше о своих родных. К сожалению, когда была жива бабушка, мы мало интересовались ее жизнью, а она сама не рассказывала о прошлом.
Семья Грибковых была большая, восемь человек детей. С малых лет детей приучали к труду. Работали все от мала до велика. Вкладывали в землю свой труд, и земля им отвечала благодарностью. Поэтому и жили зажиточно, и поля имели и большой двор. В урожайный год, если не справлялись сами, нанимали работников, которым исправно платили. Когда в село приходили красные или белые, то начиналась экспроприация, а попросту грабеж. В такие дни прадед сажал все семейство на телегу и увозил в лес. Семью Грибковых раскулачили при советской власти, правда никого не посадили и никого тогда не сослали.
Бабушка Александра вышла замуж за Анатолия Зайцева. До войны Анатолий преподавал вождение в ДОСАФ, преподавал в разных городах.
Знаю, что в Макарьеве он преподавал какое-то время. Жили они недалеко от Сунгурово в селе Красное. Перед самой войной Анатолия направили по распределению на юг, в Ростовскую область. К месту распределения он отправился с семьей, там их и застала война. Бабушка Александра уже одна, с детьми возвращалась на родину. Рассказывала, как их поезд обстреляли немцы, а у нее двое маленьких детей. Страшно было.
К сожалению, про деда Анатолия знаю немного. Служил на войне танкистом. После одного из боев попали в окружение. Выбираться пришлось через болота. Из окружения вышли, но дед заболел воспалением легких и его комиссовали. Немного не дожил он до победы, в апреле 1945 года его похоронили на кладбище в селе Сунгурово, рядом с могилами родителей бабушки Александры. Бабушка же прожила долгую и трудную жизнь, но больше так и не вышла замуж. Одна подняла и воспитала двоих детей, помогала в воспитании внуков и правнуков.
Бабушка никогда не высказывала свои политические взгляды. Помню лишь однажды, мой младший сын спросил по наивности: «Бабушка, а кто были злые белые или красные», она как-то не задумываясь ответила: «и те и другие».
На окраине Сунгурова, на высоком берегу Волги нашли свой последний приют усопшие жители села. Мы ожидали увидеть здесь заброшенную, заросшую могилку деда Анатолия, но увидели ухоженную могилку с цветами. Я был просто поражен отношением односельчан к усопшим. Все могилки были приведены в порядок и у всех лежали цветы. Мы не видели заброшенных могил.
Покрасив крестик у деда, мы расположились отдохнуть на высоком берегу Волги. Каждый из нас думал о своем. Я почему-то думал о том времени, когда была жива бабушка Александра, когда она молодая жила в Сунгурове, в родительском доме. Я представил, как приходил свататься к ней дед Анатолий, как венчались они в той самой церкви, что стоит рядом с домом (хотя не знаю, венчались они на самом деле или нет). .
А еще мы смотрели на Волгу, на проплывающие мимо пароходы. Восхищались природой Костромского края и мечтали о небольшем домике в таком же красивом месте.
Но вот настало время уезжать, когда мы в следующий раз сюда приедем — не знаю. Только точно знаю, что приедем. Обратный путь наш лежал через Кострому.
Саша,очень интересный материал!
Очень хороший репортаж.
Радует, что многие люди сейчас стали искать информацию о своей семье, о предках, вот и мои дети тоже... Без знания своих истоков мы как будто безродные))
Согласен, Елена. Мы тоже несколько лет назад занялись составлением своего генеалогического древа. Жаль не начали это делать раньше, когда была жива бабушка.
Саша, Вы большой молодец, что стали интересоваться жизнью своих предков... Очень интересно было почитать ваш блог. Мне это место (Сунгурово), очень близко, я родилась в селе Плес, папа и бабушка с дедушкой родились и жили в Сунгурово, мама в Абрамово родилась. Мы жили в Сунгурово с бабушкой и дедушкой, Родители со мной уехали оттуда, когда мне было 2 года в Железногорск Красноярского края, где мы до сих пор живем. Каждое лето родители с детства или со мной или меня одну отправляли в Сунгурово, я вспоминаю это время с особой теплотой и ностальгией, ездила последний раз туда с дочерью в в 2001 году, больше не была там. Дорого получается, но как-нибудь соберемся, надеюсь. Дом у нас остался (Гречиных) при въезде в Сунгурово со стороны пруда. Там летом живет брат папы и приезжают двоюродные брат с сестрой, он в Кострому переехал из Мурманска. Искала давно в интернете фото Сунгурово и информацию о нем, т.к. с возрастом тянет туда. Когда видишь фото, сердце щемит, потому что вспоминаю не то детство, которое провела в городе, а те летние беззаботные месяцы, которые мы с двоюродным братом провели в Сунгурово. Еще хорошо знаю Кузнецово, Подольское, там живут родные... очень была рада, что Церковь восстанавливается после стольких лет небытия, спасибо Олегу Митяеву и всем неравнодушным, на сайте Сунгурово даже увидела знакомые лица и брата папы, когда была первая служба в церкви. С удовольствием смотрю фото Села, если где-то встречаю, нашего дома к сожалению не встречала... Спасибо Вам еще раз за интересные рассказы и Ваш блог.! Может еще какие фото Сунгурово, или Кузнецово, или Подольское У Вас есть, буду рада посмотреть их и вспомнить годы молодые и места до боли знакомые...
Спасибо, Марина за такой замечательный комментарий и за проявленный интерес к моему скромному блогу. Наверное со временем всех нас тянет в те места, где проходило наше детство и, где было нам хорошо. Сунгурово хоть и не является моей родиной, но это родные края моего отца, здесь прошла жизнь моих давно ушедших родственников. Поэтому я считаю, что это и моя земля тоже. Как я и говорил в статье, жалею, что не интересовался жизнью своих предков раньше, когда была жива бабушка. Лишь только после ее смерти я задумался и стал создавать свое генеалогическое древо. Пусть лучше поздно... К сожалению других фотографий этого села у меня нет. Только сейчас подумал, что зря не фотографировал. В следующий приезд надо будет больше сделать фотографий.
Спасибо, Саша, буду ждать других новостей и фотографий... А дом моего папы, где он родился, и где я провела детсво летом у бабушки с дедушкой, если ехать в село со стороны пруда, 2-ой дом справа. ехать по дороге, сразу после нашего дома широкий бугор был невысокий, и на нем росли березы, т.е к дому надо было идти по тропинке через этот бугорок, если идти из села со стороны церкви... Я думаю так все и осталось, может березы не все или сломаны, но вид очень красивый был летом, я даже маленькая сфотана на этом бугре. Саша, если будешь (можно на ты?) в этих краях сфотографируй, пожалуйста еще село и эту дорогу до церкви с домами вдоль нее, может остались те дома (сколько мы с братом по ней прошли). Еще не могу найти в интернете фото Кузнецово, оно недалеко от Сунгурово, мы там с братом часто бывали у папиной сестры у нее там дом был, она умерла уже (дом продали, наверное). Спасибо тебе за фото и за подробный блог... рада буду заходить сюда снова... Может фото найду, или отсканирую, выложу если что...:))
После вашей статьи, я еще больше убедилась, что нужно составить родовое дерево, для своих потомков, Ведь если мы многих не знаем родственников, а дети не знают даже своих предков. Раскидывает судьба всех по разным уголкам планеты, и всем не возможно увидеться. А так будет наглядно видно, от кого пошла ветка и плюс фото.
Вы Молодец, Александр! Я даже прослезилась, потому что мы не спрашивали у своих бабушек, они не рассказывали нам о своей жизни. Я была молодая, и как-то об этом не задумывалась. А теперь хочется узнать, а бабушки нет и мамы тоже, вот уже 17 лет. Остались только родственники, и как-то нужно у них по выспрашивать, о том что знают.
Спасибо за вашу статью, за ваше отношение к памяти предков! Как мы относимся к своим предкам, так к нам будут относиться наши дети.
Саша, кстати у Сунгурово есть свой сайт, может ты знаешь sungurovo.ru. Там фото есть, но наш дом не нашла, спасибо Митяеву Олегу, (ему понравились наши красивые места, он там дом купил) что благодаря ему и многим людям восстанавливают церковь. Папа был еще маленький, когда ее разрушили (тогда многие церкви разрушили), мы там лазили в детстве. Сейчас папе 74 года, вот сколько времени прошло Это так, для информации, может интересно тебе будет... Спасибо еще раз за все, что делаешь...
Александр,
Спасибо Вам. Сижу и почти плачу, уже раз 5 читаю Ваш материал за последние полгода... Дело в том, что дом, который построили Ваши предки, принадлежал нашей семье почти 15 лет назад. Там прошло мое детство. Более родного места, наверное, и нет для нас, выросших фактически в Сунгурово. Вся наша семья вспоминает о нем с теплотой. До сих пор жалеем, что уехали. Когда мы там жили, были живы некоторые постоянные жители деревни (не только дачники), они рассказывали о том, как там было, как быт строился.
Спасибо, что еще раз напомнили обо всем.
Спасибо, Анастасия за комментарий. Когда я писал статью, то не ожидал, что найдутся люди жившие в этом же доме. Честно сказать я поражен. Сегодня получил письмо от вашего Брата, он тоже с теплотой отзывается о доме и о Сунгурове. Я рад, что дом моих предков столько лет прожил и служил многим людям. Бабушка рассказывала, что раньше этот дом был очень большой с большими пристройками и приусадебными строениями. Жалею, что бабушку не распрашивал о жизни в то время. Наверное казалось, что она вечна и еще успею. Может Вы вспомните, что говорили старые жители о Сунгурове, о быте того времени и поделитесь в комментариях к этой статье?
Уважаемый Александр! Совершенно случайно сумела прочитать ваши записи о Сунгурове и нашла на старых фотографиях своих родственников — Грибковых и Зайцевых. С детства знаю тётю Марусю Федотову(Грибкову) и дядю Ваню Грибкова. А Зайцев Анатолий был крёстным моей мамы Щебровой Капитолины Дмитриевны (уроженной с. Сунгурова). Я плохо владею компьютером и вряд ли смогу быть Вам полезна . Однако могла бы общаться через почту. Сейчас живу в Сунгурове и буду здесь до осени. Живу рядом с домом Александра Платоновича Гречина, о котором писала Марина.
Любовь Григорьевна, спасибо что отозвались. Я письмо написал Вам на электронную почту.
Этой осенью Я снова побывал в селе Сунгурово, скоро опубликую фотоотчет.
Спасибо вам большое, Александр!.. С нетерпением буду ждать новых фото Сунгурово-моей родины. Может наш дом увижу на фото...:)
Марина, я сейчас готовлю статью и скоро выложу фотографии.
Моя мама родилась(1914) и выросла в Сунгурове. Девичья фамилия Пономарева. Из села уехала после войны. Перед войной и во время войны работала комбайнером в МТС.Я один раз была в Сунгурове, когда в колхоз посылали от техникума. Родные жили в с.Подольском. К сожалению, все связи потеряны.
Статья Александра тронула до слез. В Красном-на-Волге бываю каждый год (родные там похоронены, а вот до Сунгурова не довелось доехать. Да,наверное, и не узнаю теперь села. И дома маминого не найду. А, может быть, его уже и нет.
Спасибо большое, Ольга за комментарий. Казалось бы небольшое село затерянное в русской глубинке, а сколько судеб с ним связано. Я когда писал статью, не думал, что будет столько отзывов, для себя писал.