Моя Кинешма. История. Часть 1
«Кто не помнит своего прошлого,
обречен на то, чтобы пережить его вновь»
(Джордж Сантаяна)
Публикуя свои статьи о городе Кинешма (Моя Кинешма. Часть 1 и Моя Кинешма. Часть 2), я не ожидал, что эта тема вызовет такой интерес. Сейчас же я хочу рассказать не об архитектуре города, а о его истории, о героическом прошлом нашего города и наших предках.
На рубеже I-II тысячелетий на территории, где сейчас находится Кинешма, жило угро-финское племя «Меря». Племя мирное - основное занятие их было рыболовство и охота. А в X-XI веках на эти земли стали приходить славяне.
Славяне осваивали Волжские земли , прорубая себе путь топорами, со стороны Нижнего Новгорода и со стороны Костромы. На вырубленных местах строили поселения. Приходя на новое место, славяне не захватывали земли мерян, а селились рядом на новых землях.
Постепенно произошла ассимиляция мерян. Коренные народы смешались со славянами, приняв их культуру, быт, религию. Никто точно не знает когда и кем было основано поселение на территории, где теперь находится Кинешма. Много новых поселений и городов строилось в период с X по XII века.
Кинешма в период татаро-монгольского нашествия.
В XIII веке отсутствием единства между русскими княжествами воспользовались монгольские кочевники. Разорению подверглись многие города русской земли. Кинешма не была исключением. Во второй половине XIV века Кинешма вошла в Костромское княжество.
В 1429 году Кинешма наряду с другими волжскими городами подверглась разорению ордами казанского ханства. К этому времени относится и первое упоминание о Кинешме в летописях. К XV веку Кинешма уже была значительным поселением. Один из летописцев сравнивает бедствия сего времени с батыевым нашествием, говоря: «Батый протёк молниею русскую землю, казанцы же не выходили из её пределов и лили кровь христианскую, как воду. Беззащитные укрывались в лесах и пещерах, места бывших селений заросли диким кустарником. Обратив монастыри в пепел, неверные жили и спали в церквах, пили из святых сосудов, обдирали иконы, сыпали горящие уголья в сапоги инокам и заставляли их плясать, оскверняли юных монахинь; кого не брали в плен, тем выкалывали глаза, обрезали уши и нос, отсекали руки и ноги и что всего ужаснее — многих приводили в свою веру, а они несчастные сами гнали христиан, как лютые враги их. Пишу не послуху, но виденное мною, и чего никогда забыть не могу». (Н.М. Карамзин, «История государства российского, том VIII, гл.11, стр.35»). Когда я читал эти строки у самого в жилах стыла кровь.
В 1482 году царь Иван III, пожаловал города Лух, Кинешму и Вичугу князю Федору Ивановичу Бельскому в качестве подарка по случаю сочетания браком князя с рязанской княжной Анной, племянницей царя. Бельские владели Кинешмой около ста лет, а потом Кинешма снова «отошла на государя». Вспомните улицу Беловскую. В этом месте была небольшая деревня Беловская, которая тоже принадлежала Федору Ивановичу. В те времена Кинешма была вотчиной Московского князя. Она поставляла к царскому столу живую рыбу и соль.
В XVI веке начинали возводить укрепления во многих городах русской земли. В 1536—1537 годах Кинешма вторично пострадала от казанских татар. Вероятно в то же время укреплялась и Кинешма. Был насыпан вал, а на нем сооружена крепостная стена. Учитывая рельеф местности, есть предположение, что крепостная стена начинаясь от волжского обрыва, проходила на юг по левой стороне современной улицы Фрунзе (бывшей Овражной), пересекала улицу Ленина и по обрыву, хорошо заметному и в настоящее время, поворачивала на восток. Далее, несколько не доходя до улицы Рылеевской, поворачивала на север — к Успенскому собору, а потом — по волжскому обрыву — на запад, до улицы Фрунзе. В городской стене были ворота. Одни в западной её части, другие — в восточной, давая выход на торговую площадь. Между укрепленной частью города и рекой Кинешемкой располагался посад, где проживала большая часть горожан, в большинстве ремесленники.
Смутные времена.
За оборону города Пскова в 1582 году, Иван Грозный подарил князю И.П. Шуйскому Кинешму с прилегающими к ней землями. Но не долго владел князь Кинешмой, так как по проискам Бориса Годунова попал в опалу и в 1587 году был сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь а там, в темнице, умерщвлен. Кинешма вновь «отошла на государя».
После смерти Бориса Годунова в 1605 году в Польше объявился человек (Лжедмитрий) выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия (царевич Дмитрий был убит боярами в борьбе за царский престол). Лжедмитрий и стал русским царем, но правил не долго. В 1606 году русский народ поднялся на борьбу с Польскими интервентами. Лжедмитрия убили, затем сожгли, зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши. Вместе с Лжедмитрием убили еще 200 поляков.
Русским царем стал боярин Василий Иванович Шуйский. Поляки не успокоились и направили на Москву большое войско с новым претендентом на престол с Лжедмитрием II. Началась война Лжедмитрия II с Шуйским. Здесь произошел раскол русского народа. Часть русских городов поддержали Лжедмитрия II, а часть Шуйского. Василий Шуйский разослал в верные ему города грамоты с призывом организовать отряды для борьбы с поляками и «стоять накрепко». Кинешемцы одними из первых встали на сторону Московского царя.
В 1609 году войска под командованием литовского шляхтича Лисовского идя на Кострому свернули на Кинешму, чтобы не дать соединиться Кинешемскому ополчению с Костромским. Лисовский так же хотел отомстить Кинешемскому воеводе Федору Боборыкину за победу, которую тот одержал ранее под селом Дуниловым. Боборыкин видя, что противник превосходит его в силе, послал за подмогой в Решму и Солдогу. Сам воевода тем временем создавал ополчение из жителей города. Из Решмы прибыла подмога, а из Солдоги воевода подкрепления так и не дождался. Хоть силы были по прежнему не равны, воевода принял решение выступать против поляк. Отряд Лисовксого насчитывал не менее 2000 хорошо обученных и вооруженных человек, а защитники Кинешмы предположительно не более 1000 войнов. О вооружении говорить не приходится. Кинешма всегда была мирным городом.
Первая «сшибка» произошла в двух верстах от города по Луховскому тракту (ул. Вичугская). Бой был жестоким. В этом бою погиб кинешемский воевода, а ополченцы отступили к реке Кинешемке. Собравшись с силами защитники снова вступили в бой и снова потерпели поражение. Отступив к Базарной площади, оставшиеся в живых снова собрались для последней защиты города и городского собора. Дело в том, что в соборе были собраны главные святыни города, здесь же укрывались горожане – женщины, старики, дети. Последний бой был очень упорный и жестокий, но так же был проигран. Почти все защитники погибли. Интервенты ворвались в город, но город был пуст. Жители города укрылись в Храме в который враги так и не сумели проникнуть. Тогда Лисовский приказал сжечь Храм вместе с непокорными жителям. Эта соборная церковь стояла, примерно на том же месте, где сейчас расположен Успенский собор. Кинешемцы одни из первых доказали, что «Не изменою, не бегством должно спасать отечество, а кровию; что великодушная смерть лучше жизни срамной» (Карамзин). Лисовский не ожидал, что встретит такое сопротивление, что потеряет значительную часть своего войска. Поэтому завладев городом, он беспощадно истреблял жителей и их имущество.
Разграбив и разорив Кинешму, отряд Лисовского, переправившись через Волгу, напал на слободу Солдогу. Ополчение Солдоги вступило в неравный бой с врагами. Защитники сражались мужественно, но бой был проигран и почти все защитники погибли. Слобода подверглась страшному разорению и опустошению. Из Солдоги отряд Лисовского вернулся в Кинешму, где в течении девяти дней отбивался от Юрьевецкого ополчения. После нескольких вылазок ему удалось прорваться и по берегу Волги и «прогуляться» до Костромы. Но переправится на другой берег в Кострому отряд Лисовского так и не смог, не нашел переправы (за две недели можно было не то, что плоты соорудить, мост чугунный построить).
Узнав, что с низовья Волги на него идет войско, Лисовский решил «прогуляться» назад, надеясь около Кинешмы или Решмы переправится на левый берег. Проходя через Кинешму он, снова подверг её разорению. Начав в Решме переправу на левый берег, Лисовский увидел подходившую снизу судовую рать Шереметьева. Началось сражение, победа в котором была на стороне регулярных войск. Последствия польско-литовской интервенции были плачевными. Кинешма долго не могла оправиться и залечить свои раны. Оставшиеся в живых похоронили по христианскому обычаю останки своих погибших защитников. Похоронили их на тех местах где проходили сражения, а над могилами поставили часовни.
Первая часовня. Первая братская могила находится в двух верстах от Кинешмы по Лухскому тракту (ул. Вичугская). В 1855 году на добровольные пожертвования кинешемских купцов была построена часовня, заменившая ранее поставленный крест. Предположительно, что под нею и находятся останки славного воеводы Федора Боборыкина.
Вторая – на берегу реки Кинешемки под сосновым бором. Старая часовня уже не сохранилась, а новую поставили в сосновом бору.
Третья – на торговой посадской площади города. Часовня была построена в 1744 году на средства горожан. В этой часовне было установлено «древнее массивное распятие». На стене часовни были установлены две памятных доски, а над вратами часовни прибита черная железная доска, на которой золотыми буквами сделана надпись: «В 1609 году при воеводе Федоре Боборыкине Кинешма разорена была поляками под начальством Лисовского. Часовня сия устроена над избиенными в сражении гражданами и поселянами». На другой было написано: «У сей часовни ежегодно 25 мая по завещанию предков совершается панихида по убиенным гражданам и поселянам». Интересно, а сейчас у этой часовни совершаются панихиды ежегодно 25 мая?
Вознесенский женский монастырь
Наши предки-кинешемцы проявили гуманность и человеколюбие — они пригрели осиротевших своих сограждан. Поскольку нашествие Лисовского на Кинешму было накануне праздника Вознесения Господня, то в память этого события был основан и устроен Вознесенский женский монастырь в котором нашли себе приют матери и жены оставшиеся без кормильцев. Вознесенский женский монастырь, существовавший до середины XVIII века. Сейчас на этом месте находится Вознесенская церковь (про нее я писал в статье Моя Кинешма. Часть 2).
Заключение.
Осенью 2012 года в Кинешме произошло очень важное событие. Открыли памятник нашему славному воеводе Федору Боборыкину. Я считаю, что это великое дело. В начале этого поста я уже приводил цитату и еще раз хочу повторить. «Кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его внвь» (Джордж Сантаяна). Горожане должны знать и помнить историю своего края, пусть даже прошло 400 лет или более. Мы должны помнить наших предков и гордиться ими. На этом я заканчиваю данный пост об истории города Кинешмы. Я рассказал, конечно, не всю историю нашего города, но перегружать читателя большим количеством слов не хочу. В дальнейшем я планирую продолжить написание исторической части.
Кинешма-это мой родной и любимый город.Мне очень жаль что всю свою жизнь я живу далеко в другом городе.В школьном возрасте каждое лето я приезжал к Бабушке и проводил просто сказочные дни,общаясь с Кинешмой.Вот мне уже 42,детство срылось давно за поворотом и остались только серые трудовые будни с постоянной гонкой за чем-либо.Кинешма-это мое детство,мое золотое детство и я часто вспоминаю о ней,когда в жизни бывают тяжелые дни.Со временем я хотел стать частью Кинешмы,но этому уже не быть,т.к. у меня уже есть место где мне предстоит покоиться рядом со своим сыном.Одно хочу,чтобы привезли землю с моей родины из Бабушкиного дома.Раньше я говорил своей супруге,что когда я умру,я хотел бы вернуть в свое детство в свою сказку под названием Кинешма.
Дмитрий какое-то уж очень грустное у вас настроение. Я искренне сочувствую Вам по поводу смерти сына, но хоронить себя в 42 года это несколько рановато. Возьмите отпуск приезжайте в Кинешму, погуляйте по набережной, отдохните. Я думаю все у Вас еще будет хорошо. Удачи Вам!
Саша,отличный интересный материал
Спасибо, Жень
Саша, спасибо за интересный материал. Полезно еще раз перелистать страницы истории и прославленные, и трагические. Может быть, кто-то из земляков откроет для себя не известные ему ранее факты, а друзьям будет интересно узнать о том, какой же древний наш город, с богатой историей, славными именами. Фотографии, как всегда, замечательные. Приятно было увидеть мои любимые местечки в Сосновом бору. Панихиду у Крестовоздвиженской часовни совершают каждый год, 25 мая, как и было завещано предками.
Спасибо, Ир. Идея создания этой статьи пришла с в то время когда на площади поставили памятник воеводе Боборыкину. Читая известный кинешемский форум я понял, что люди не однозначно относятся к этому памятнику. Кому то мечь мешает, кому то конь дорогу перешел. В общем я понял, что плохо наши жители знают историю своего края, вот я и решил написать эту статью. А по поводу памятника хочу сказать, что хороший памятник получился и стоит на месте.
Я тоже так считаю! Давно нужно было это сделать.
Саша, очень интересно. Какие молодцы жители Кинешмы, что не забывают свою славную историю, ведь ей надо гордиться! Процветания русскому городу Кинешма!
Спасибо, Елена.
Прекрасно изложен исторический материал, буду рассказывать приезжим.
Александр, небольшое уточнение: когда Иван III написал свою духовную грамоту в 1482 году, в которой передал Лух, Кинешму и Вичугу князю Бельскому, то он и подумать не мог что ВИЧУГА — город, село это было, а вот Лух — городом, это точно. Кинешма в тот момент вряд ли была городом... Скорее всего селом. Кстати 1504 год — год смерти Ивана III и прочтения духовной грамоты. (ссылки разные). Но Назарову так хотелось 500-летия в 2004-м... И еще один факт: Иван III передал земли не просто так, с «бухты-барахты», а как свадебный подарок Бельскому, который женился на рязанской княжне Анне Васильевне, дочери великого рязанского князя Василия Ивановича
Санек привет! Процветаешь! Хорошие фотографии-только не пойму- камера дорогая или фотограф хороший?
Спасибо, Леонид Петрович!)) На эту тему есть очень хороший анекдот:
Один фотограф пришел к даме на ужин. Она, посмотрев его фотографии, воскликнула:
— Какие у вас замечательные фотографии! Наверное, у вас очень хороший фотоаппарат?
Фотограф промолчал. Но, уходя, сказал:
— Спасибо, ужин был очень вкусным. Наверное, у вас очень хорошие кастрюли.
Александр, внимательно посмотрите на иллюстрацию — alexfotoblog.ru/wp-conten...13/01/img005.jpg Построение на площади, «ополчение против поляков»??? И часовня уже построена? Не странно??? И Крестовоздвиженская (Казанская) церковь на месте! А ведь ее в 1744 году построили! Какие уж тут поляки?
Вероятно ополчение (или дружина, или регулярное войско) построено по другой причине.
Скорее всего для отправки на русско-турецкую войну. На какую? Выбирайте сами:
1768—1774 годы
1787—1791 годы
1806—1812 годы
1828—1829 годы
Крымская война (1853—1856)
1877—1878 годы
Александр, спасибо за замечание, название картины изменил.