Разрушенные храмы России. Часть 1
Отдыхая в выходные у друга на даче, мы решили проехаться по окрестным деревням и посетить старые церкви. Почему именно такая идея? Все очень просто, сейчас постараюсь объяснить. В последнее время народ загорелся идеей реставрировать церкви в своих селах, вот только реставрация происходит самым дешевым способом. Стены штукатурятся и красятся, настилаются полы, кровля и т.д. Вроде все нормально, вот только старинные фрески в этом случае безвозвратно теряются. Поэтому наша поездка и была нацелена на то, чтобы сфотографировать те фрески, которые не успели похоронить под толстым слоем штукатурки и краски. Я прекрасно понимаю жителей села, им хочется возвратить себе местную церковь, а денег немного, вот и делают как подешевле.
Вепрева Пустынь.
Первая остановка в Ростовском районе. Здесь прекрасная церковь, находится она в стадии ремонта. Фрески закрасить не успели. Мы поговорили с настоятелем храма отцом Андреем, он сам попросил нас сфотографировать фрески и по возможности прислать ему фотографии, для того, чтобы после ремонта художники могли воссоздать фрески заново. Он объяснил, что обращался к реставраторам и те запросили большие деньги за восстановление старых фресок. Мы выполнили просьбу настоятеля.
Как оказалось Храм Успенья Пресвятой Богородицы построен в 1822 году на месте прежнего монастыря Вепрева Пустынь, в который входило три церкви. Монастырь этот существовал со времен Ивана Грозного, который и выдал государеву грамоту. Шло время, две церкви из этого монастыря сгорели в 1790 году, а на месте третьей построили сей храм.
После того, как Успенская (деревянная) церковь сгорела, среди пожарища под пеплом нашли целую восковую свечу, которая ранее стояла перед местной иконой Успенья Божией Матери. Это поистине чудо, поскольку восковые свечи плавятся даже при низкой температуре, да и к тому же как определили, где она стояла ранее? В то же время в лесу, недалеко от села нашли чудотворную икону, поклоняться которой приходило множество паломников. В общем так или иначе сея свеча и икона до 1930-х годов находились в новой церкви.
В 1931 году настоятель храма Кавалеров Василий Иванович был репрессирован, храм разграблен и пришел в запустение. Свеча потерялась, а икона сейчас находится в Ростовском Петровском монастыре.
На данный момент храм восстанавливается.
Откуда же произошло такое странное название Вепрева Пустынь? В договорной грамоте упоминается некий Василий Вепрев, так что возможно от него пошло название Вепрева пустынь, а возможно он получил прозвище Вепрев поскольку владел этой местностью.
По утверждению краеведа Ярославской губернии Листвицына Вадима Ивановича (15.08.1827 — 24.12.1889) женский монастырь Вепрева пустынь основан в XV веке княгиней Федорой Примаковой (в монашестве Евпраксией). В этом же монастыре она скончалась и погребена.
По другим сведениям, Ростовский князь С.Ю. Ворон убил вблизи озера огромного вепря. Его жена, княгиня Федора, была похищена и увезена князем В.Ю. Шемякой. Княгиня Федора в последствии ушла в монашество и основала здесь монастырь, который сгорел, но был возобновлен княгиней Ульяной, дочерью князя Ф.Д. Примакова и княжной Марией, дочерью князя Г.И. Темкина.
Выйдя из церкви мы прошлись по поселку. Дома в поселке разные, есть вполне приличные, ну а есть и совсем заброшенные.
Колодец — журавль, такие мало, где встретишь. Здесь мы передохнули и напились ключевой воды. Едем дальше.
Село Лучинское. Церковь Николая Чудотворца.
Следующая наша остановка произошла в селе Лучинском. Перед нашим взором предстала частично отремонтированная, а частично опутаная строительными лесами церковь Николая Чудотворца. Ремонт здесь идет даже в субботу. Мы зашли в церковь и увидев, что фрески еще не закрасили, решили их сфотографировать. Поскольку настоятеля не было, то мы фотографировали без благословения, кстати получилось ничем не хуже (прости нас Господи).
С 1564 года или раньше, по 1764 год село Лучинское принадлежало Никитскому монастырю. В Лучинском стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, но в 1629 году из-за ветхости развалилась. Новую построили только в 1714 году. Новую церковь освятили также, как и старую, во имя святого Николая Чудотворца.
В 1780 году церковь перестроили, а в 1818 году вместо деревянной построили каменный храм с колокольней. В нем два престола: один во имя святого Николая Чудотворца, второй во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Один из пределов был уже заштукатурен и зашпаклеван, надеюсь там не было фресок.
А вот в другом пределе после ремонта оставили большую фреску, возможно будут реставрировать.
Село Филимоново. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского.
Следующая остановка произошла в селе Филимоново, где находится церковь Святого великомученика Димитрия Солунского. Вот только зайти нам в нее не удалось, поскольку шли ремонтные работы. Посмотрев, как новым кирпичом закрывают старый, у нас пропал интерес. Вероятно и внутри не стали сохранять никаких фресок.
С начала XVII в. село принадлежало Переславскому Никитскому монастырю, но к середине XVIII в. оно стало казенным. Церковь в селе существовала с XVII в. В 1809 году вместо деревянной церкви построили каменную с колокольней. В ней два престола: один во имя Святого великомученика Дмитрия Солунского, а второй в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Особенно чтились в приходе Тихвинская икона Божией Матери (по местному преданию, явившаяся на кладезе за селом, куда ежегодно 26 июня совершался крестный ход) и икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная в память избавления села от холеры в 1848 г. В советское время храм разорён.
Село Твердилково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы .
В селе Твеадилково мы увидели церковь, которая так же опутана строительными лесами. Попасть во внутрь у нас не получилось, так как на церкви висел замок.
Село Твердилково известно с начала XVII в. Церковь Рождества пресвятой Богородицы в нем была выстроена князем Щетинкиным также в ориентировочно начале XVII в., но в последствии пришла в запущеннее. В 1644 году помещик Семен Семенович Коробьин восстановил церковь, которая просуществовала 134 года. В 1778 году прихожанами была построена новая деревянная церковь. В 1826 году вместо деревянной был выстроен новый каменный храм с колокольней. В нем было два предела: один в честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй — во имя Святой Живоначальной Троицы. В советское время храм был разорен.
Село Дубровицы. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца.
Оказалось, что в селе Дубровицы две церкви стояли рядом, вернее одна еще стоит, а вот от второй остались одни руины.
Церковь Николая Чудотворца.
Церковь Николая Чудотворца существовала уже в начале XVII в. Известно, что в 1695 году, на средства местного помещика Михаила Ивановича Поливанова, церковь была перестроена освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1796 году на средства помещиков Константина Михайловича Поливанова и Ивана Дмитриевича Дурова вместо деревянной Николаевской церкви начато строительство каменного храма. Постройка окончена в начале XIX в. Главный престол освящён во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а в приделе — Святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина. Иконостас Казанской церкви был устроен в конце XVIII в. с резными изображениями херувимов; на царских дверях было резное изображение Тайной вечери. В советское время церковь была закрыта и разорена.
То, что осталось от этой церкви можно назвать — руины.
Хотя даже здесь мы видим остатки прежней росписи храма.
Церковь Казанской иконы Божией Матери.
А вот в церкви Казанской иконы Божией Матери видно идут ремонтные работы. Хотя мы ни одного строителя не видели, но наличие строительных лесов натолкнуло нас на такую мысль. В церковь мы попали вот через эту, с позволения сказать, дверь.
Мы ожидали, что в этой церкви полным ходом идут строительные работы, но открыв еще одну дверь оказалось, что церковь, действующая и никаких работ не ведется. У нас создалось такое впечатление, что жители села закрыли в храме большие дыры кирпичом и принесли сюда из дома нехитрый скарб и иконы. Поскольку в храме никого не было, мы фотографировали фрески без благословения настоятеля.
Село Давыдово. Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова).
Ну и последняя наша остановка в селе Давыдово.
Когда и от кого Давыдово поступило в Троице-Сергиев монастырь, обстоятельных сведений не сохранилось. Первая грамота, в которой в числе Троицких вотчин значится и Давыдово, относится к 1586 году. После секуляризации 1764 года это село стало казённым.
В 1628 году уже была церковь Воскресения Христова. Деревянная церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова значится в Давыдово и в 1799 году. В 1819 году вместо деревянной церкви на средства прихожан был построен каменный храм. Престолов в церкви два: в холодной в честь Обновления храма Воскресения Христова, в приделе тёплом во имя преподобного Сергия Радонежского.
Эта церковь так же оказалась на стадии восстановления, внутри лежали доски и кирпич. Все-таки эта церковь отличается от остальных, здесь не только сохранились местами фрески, но и мозаичный пол на котором можно даже разглядеть рисунок.
Вот такой старинный замок мы обнаружили.
А это мозаичный подоконник.
Вот и закончилась наша поездка по старым сельским храмам. Нельзя не заметить, что из шести церквей, в которых мы побывали, в каждой идет процесс восстановления, а ведь мы, когда ехали, не знали в каком они состоянии. Хоть этот процесс в каждой церкви идет разными темпами, но все же он начался и уже идет. Так, что есть вероятность, что скоро количество разрушенных церквей намного сократиться. С одной стороны, здорово, что старые церкви наконец-то снова оживут и станут местом возрождения церковной жизни. С другой стороны, если восстановление церквей будет проходить как полная перестройка здания с уничтожением старых фресок, то мы получим так называемые безликие «новоделы». Полная перестройка здания по современным технологиям утрачивает ценность памятника архитектуры. А ведь хочется, что бы в процессе восстановления были использованы знания старых строительных приемов. Понятно, что только силами прихожан хорошую реставрацию не осилить. Поэтому должна быть государственная программа с участием РПЦ. Ведь была же в советское время программа разрушения церквей, так почему бы не постараться исправить свои прошлые ошибки.
Вот пример реставрации Крутицкого подворья (статья про Крутицкое подворье будет позже).
А это пример реставрации фресок в Введенском кафедральном соборе город Чебоксары (моя статья «Поездка в Чебоксары»).
Это примеры может и не лучших реставрационных работ, но здесь явно прослеживается желание сохранить свое культурное наследие для будущих поколений.
Потрясающе, Саша! Такая красота была, это видно даже по тем жалким остаткам росписи... Я считаю, что восстановление храмов полностью должна была бы взять на себя церковь, бедностью она не страдает. Если люди восстанавливают, чтобы иметь действующий храм, то тут прямой интерес РПЦ...
Бедностью конечно не страдает, но и вкладываться вряд ли будет, поскольку доход с этих сельских церквей небольшой. А вот люди, живущие в этих селах, они восстанавливают по собственным убеждениям, им нужно место куда бы они могли прийти и помолиться и идти не за десятки километров. Так, что у церкви и у народа задачи разные.
Фотографии удивительные. какая красивая была Русь, грустно видеть такое запустение.
Запустение было, но из шести церквей, в которых мы побывали, в каждой идет процесс восстановления. Так, что думаю надо скорее радоваться, чем грустить)))
На Вашем блоге всегда попадаешь в какую-то другую реальность...
Но всё же реальность!
И она порой красива, а порой печальна...
Спасибо, Наталья. Так оно и есть, хочется показать все грани нашей жизни.
Конечно жаль созерцать такие фото, но думаю со временем и до этих храмов руки дойдут.
Красивые пейзажи с храмами вышли, приятно смотреть.
Спасибо, Роман)
Спасибо большое за предоставленные фотографии и описания!