Усадьба вдохновлявшая Л. Н.Толстого
В этой статье я продолжу рассказ о Дмитровском районе Московской области. На этот раз хочется поведать об усадьбе в селе Подьячево, которая находится в пяти километрах от усадьбы Апраксиных, что в селе Ольгово (про эту усадьбу я писал уже на страницах этого блога).
Известно, что в 1627 году деревню Нагороное приобрел Гаврила Васильевич Лодыгин. Точнее сказать обменял на другое владение. С тех пор более ста лет владели Лодыгины имением, оно переходило от отца к сыну. За это время менялось и название. Вначале деревня называлась Нагорное, затем сельцо Гора, далее село Горки. При Лодыгиных в 1711 году была построена деревянная церковь Николая Чудотворца.
И вот когда в 1733 году Алексей Васильевич Лодыгин продавал село, то оно уже называлось Никольское, по названию церкви.
А далее стали меняться хозяева имения, и нет смысла их всех перечислять.
Остановимся на 1769 году, так как в этом году село купил лейб-гвардии капитан Петр Михайлович Власов. Именно Власов на свои средства в 1784 году заложил каменную церковь Николая Чудотворца с приделом Петра и Павла. При Власове был построен и господский одноэтажный дом, а рядом разбит прекрасный сад с плодовыми деревьями.
А в 1802 году село приобрел П.Х. Обольянинов. Петр Христофорович — генерал от инфантерии (пехоты), был при императоре Павле начальником тайной канцелярии и генерал-прокурором, но после убийства Павла отправлен в отставку. В последствии он стал губернским предводителем московского дворянства. При П.Х. Обольянове был построен главный дом (деревянный) который и сохранился до 1990 года. Так же при этом хозяине были сделаны изменения в пейзажном парке и сделаны архитектурные изменения в церкви.
Поскольку своих детей у Петра Христофоровича не было, то после смерти владеть имением стал его племянник Михаил, а затем дочь племянника Анна.
Анна Михайловна вышла замуж за генерал-майора свиты Его императорского величества графа Адама Васильевича Олсуфьева. Частым гостем в их усадьбе был, граф Лев Николаевич Толстой. Он приезжал в гости к своим друзьям, просматривал богатую библиотеку Олсуфьевых, отбирая нужный материал для издательства «Посредник». В декабре 1885 года Толстой находясь в Николо-Обольянове работал над повестью «Смерть Ивана Ильича», позднее здесь же он написал свой рассказ «Хозяин и работник», сделал наброски к «Конной повести», работал над трактатом «Что такое искусство?». Толстой приезжал к Олсуфьевым более семи раз и пробыл здесь, в общей сложности более 100 дней. Как то из Обольянова Лев Николаевич писал Софье Андреевне: «Я здесь пилю и колю дрова — я чувствую себя совсем бодрым и сплю прекрасно».
Вот так казалось бы в небольшом селе можно найти следы великого русского писателя. Именно здесь он гулял, знакомился с бытом крестьян и потом так искусно описывал все это в своих произведениях. Во время написания рассказа «Смерть Ивана Ильича» Толстой ходил в местную больницу, где лежал тяжело больной мужик после операции.
Олсуфьевы устраивали в селе спектакли на 500-600 зрителей. На территории усадьбы построили школу (открылась в 1868 году) и больницу (открылась в 1874 году), произвели реконструкцию в церкви. Многих деревенских детей обучали различным ремеслам. Безвозмездно отдали свой лес местным крестьянам кстати, после революции церковь закрыли, а лес отобрали.
Идея открытия школы и больницы, по всей вероятности, принадлежала Анне Михайловне. Она много времени и сил отдавала на благотворительные цели. До конца жизни она обеспечивала больницу необходимыми лекарствами и оборудованием. После смерти Анны Михайловны её переждали на содержание дмитровского земства.
После закрытия храма здание переоборудовали под жилье, после в нем находился склад, затем мастерская по производству сетки-рабицы. В дальнейшем из этой сетки делали гвозди, а отходами засыпали надгробья на погосте.
В 90-е годы прошлого века усадьба и церковь находились в аренде у Минцветмета, а в главном доме размещалась база отдыха этой организации. Храм был возвращен верующим лишь в 2000 году. По сей день, там ведутся реставрационные работы.
Кстати вместо деревянного барского дома был построен домиз бетона и кирпича. В последствии усадьбу арендовал президент Калмыкии Илюмжинов. Сейчас говорят какой-то нефтяной магнат. Как бы то ни было никто из арендаторов не желает вкладывать деньги на реставрацию усадьбы.
В советские времена село снова переименовали, теперь оно называется Подъячево, в честь пролетарского писателя С.П. Подъячева (1866—1834). Родившийся в этом селе Семен Павлович в своих произведениях описывал крестьянскую жизнь. Вот некоторые из них: «Мытарства». «Среди рабочих», «Забытые»
При подготовке статьи я использовал следующие источники:
http://www.gdovuezd.ru/usadjba-oboljyaninovyh.html
http://nataturka.ru/usadiba/podiachevo.html
http://forum.vgd.ru/88/6310/0.htm
http://info.idmitrov.ru/tolstoy_i_olsufevi.html
Саша,шикарно рассказал! С большим удовольствием посмотрел фотографии и прочел материал
Спасибо, Жень!
Было очень интересно, а снимки, как всегда, замечательные. Спасибо!
Спасибо, Ирина. Это история у нас такая интересная ))) В усадьбе Олсуфьевых часто устраивали музыкальные вечера и спектакли. Частыми гостями были артисты, художники и ученые. Лев Толстой даже играл на рояле в четыре руки с Анной Михайловной. А этот рояль «Лихтенталь», теперь находится в доме-музея писателя в Москве в Хамовниках.
Очень интересный исторический материал, Александр, как всегда! Зимние фото очень красивые, только грустно видеть старинные дома в развалинах... Может, и найдется меценат, который восстановит всю былую красоту
Это раньше были меценаты, которые действительно, что-то делали для своего края. Усадьба в таком виде, как на моих фотографиях, стоит уже очень много лет и никто не собирается ее востанавливать. Впрочем как и церковь, она уже второе десятилетие реставрируется. Я уже не говорю о совхозе «Арбузово» который из предовых давно превратили в банкрота, у людей по дешевке скупили землю и вокруг теперь строятся дачи.
Какие красивые зимние фотографии! Действительно, сюда нужно приезжать в то время, когда нет листвы, чтобы все рассмотреть. Я была здесь совсем недавно — все в зелени, которая частично закрывает главный дом. А земская школа и больница только угадывались за кустарником.